Публикации

Память Халкидонских мучеников

30 (17) Июня 
Память Халкидонских Мучеников
Мануила, Савела и Исмаила (+362)

Современники называли Халкидон «городом слепых». Именно здесь, на азиатском берегу Босфора в 680 году до нашей эры древние греки основали колонию. Они не заметили, что на другом, европейском берегу располагалась несравнимо более удобная и невероятно подходящая для основания города местность. Спустя тысячу лет, в 330 году именно там Император Константин основал новую столицу Империи, Новый Рим, Константинополь. 

Современный Халкидон это район Стамбула. В наши дни Халкидон давно утратил свое прежнее название и в нем не осталось следов древнего христианского присутствия. В древние времена это христианское присутствие было весьма значительным. Так, римский мартирологий упоминает мучеников халкидонских. Такое безымянное упоминание по месту страдания является признаком того, что почитавшие их были современниками. 

В нашем богослужебном календаре эти святые упоминаются по именам. Это святые Мануил, Савел и Исмаил. Их имена легко запомнить. Мануил это сокращение от библейского «С нами Бог», «Эммануил». Савел напоминает нам о названии старинного московского Вокзала, а имя Исмаил является редким примером того, как одним из самых известных восточных имен может именоваться христианин.

Память халкидонских мучеников замечательна тем, что в середине IV века христиане более не страдали от Императоров. Гонения происходили в других сопредельных Риму государствах и Империях. Это служило для апологетов христианского римского государства очень весомым аргументом к апофеозу христианских императоров. В роли «дежурных гонителей» христиан в IV-V веках выступали Персидские Шахи. Вслед за Евсевием Кесарийским, восточно-христианские авторы того времени не высказывали сомнений в их легитимности, но в своей мировоззренческой «книге жалоб и предложений» высказывали убеждение, что Империя, ортодоксальная христианская империя, должна быть в будущем одна. Впоследствии, в VII веке, в результате благословенных и справедливых войн, обе Империи настолько разрушили друг друга, что их место занял Халифат.

Итак, к середине IV века схема была проста: за пределами Империи страдали за Христа христианские мученики, а в Империи царствовали христианские Императоры. Надо же было случиться такому, что Императором в короткий период 362-363 года, в христианнейшем городе Константинополе стал Отступник от веры во Христа Юлиан. За свое краткое правление Юлиан попытался провести реформы, которые современники по ошибке воспринимали как восстановление язычества. На самом деле, Юлиан пытался построить новую гражданскую религию. Убрать из христианства его «малость» и «слабость», взять сильные стороны и создать такую гибридную форму религиозности, в которой гражданские и философские добродетели сочетались бы с бытовой свободой выбора из множества божеств. Конечно же, Юлиан опирался на традиционные ценности и в восприятии многочисленных состоятельных язычников того времени его политика считалась возвратом к грандиозному прошлому, поборницей консерватизма. 

По иронии судьбы, в 362 именно Персидский Шах послал к Юлиану для заключения мира между «странами» трех находившихся в воинском звании христиан. Юлиан жил идеалами предков, почитал воинов, чтил прежние победы. Не зная о вере посланников, он пригласил их на свои торжества в Халкидон. Скорее всего, в слишком христианском Константинополе для такого праздника просто не было места, поэтому правитель предпочел принести жертвы и моления «загородом». 

Мануил, Савел и Исмаил отказались присоединиться к языческому празднику. По-видимому, посчитав дипломатов шпионами, и подозревая в двойных намерениях – быть может, желании попасть непосредственно в Константинополь - Юлиан подверг их пыткам. Затем, услышав от персидских посланников исповедание веры во Христа, обезглавил. 

В том виде, в каком оно дошло до нас в повествованиях о страдании мучеников, исповедание веры Мануила, Савела и Исмаилу несет в себе очевидные черты подлинности. Оно не повторяет аргументы традиционных канонических житийных формул. Парадоксально и неожиданно, оно содержит апологию, мира без войн, свободы торговли и передвижений. Да и в остальном, например, в своем указании на религию, как на предлог, но не повод для развязывания конфликтов, на принцип свободы совести, нам, людям XXI века, исповедание халкидонских мучеников, может казаться даже слишком несвоевременно современным. Приведем его дословно в том виде, как оно приводится в Житиях Димитрия Ростовского: 
«Мы пришли к тебе от нашего царя ради заключения мирных условий, чтобы ваши воины не переступали наших пределов, а наши ваших, дабы нам не опустошать бы землю друг друга. 
И чтобы наши купцы всегда имели свободный доступ в наше государство, а ваши – в нашу землю. И чтобы те и другие без всякой обиды возвращались к себе домой: вот для условий об этом мы и присланы к тебе, а вовсе не для рассуждения о богах. 
Пусть всякий почитает того бога, какого хочет, и так именно, как ему нравится. Да из-за веры никогда и не бывает войны между царствами; но распри, ссоры и битвы всегда происходят из-за городов, областей и из-за их границ и пределов. 
Ты же, оставив всякие переговоры о мире, ради которых мы и присланы к тебе, начинаешь говорить о другом, об чем нам с тобой и не должно говорить. Ведь ты говоришь с нами не о благосостоянии империи своей, не о мирном отношении к вашему государству, которое сопредельно с твоим, но все время разговариваешь о богах и толкуешь о вере  (Июнь, с.395-396).
В одном из своих произведений, философ Джорджо Агамбен говорит о том, что настоящая этимология понятия «религия» заключается не в соединении «божественного» и «человеческого», но в умении их разделить. Если это так, то Мануил, Савел и Исмаил были не только убежденными христианами, но и подлинно религиозными людьми.


Спустя 90 лет в Халкидоне состоялся Вселенский Собор. На нем была принята знаменитая вероучительная формула о подлинности человечества Христова. По-человечески трогательная история мучеников, пострадавших при псевдорелигиозном Императоре-Отступнике за Христа, говорит о многом. 

26 июня 363 года Юлиан был убит на войне с Персидской Империей. Его смерть стала уникальным случаем в Истории Римской Империи, когда даже тело поверженного Императора не было найдено. 

Годом раньше, 30 (17 июня), Юлиан сжег тела трех Халкидонских Мучеников, персов Мануила, Савела и Исмаила, обезглавленных им за отказ отступить от веры во Христа. Согласно благочестивому преданию, Юлиан был убит великомучеником Меркурием, по историческим свидетельству, последними словами Императора были: «Ты победил меня, Галиянин!». «Галилеянином» Юлиан презрительно называл Христа. Отступник пренебрегал малым и был приверженцем грандиозного. В итоге, Цезарь Юлиан был повержен Царем Иудейским.

Д-р Августин Соколовски