`Пасха, Царство, и Сила, и Слава`
Христос Воскресе! Читаемое в пасхальную ночь на литургии начало книги Апостольских Деяний говорит о том, как, по Воскресении Своем из мертвых, Господь собрал учеников (Деяния 1;1-8). «Дав Духом Святым повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (2-3). Являя им Себя Воскресшего, Он благословил их, и вознесся во славе. В свете пасхального догмата очень важно понимать, что для апостольской общины, из которой надлежало тогда родиться Церкви, было не просто важно, но принципиально необходимо, чтобы Господь ушел, вознесшись на Небеса. Ибо тогда и только так, в Духе Святом, Он сделался доступным всей Вселенной … в жизни и таинствах Церкви, и, главное, в вере, которую Апостолам отныне надлежало проповедовать по всей земле. По слову Самого Господа перед самим Вознесением: «Идите, научите все народы, крестя их» (Мф.28,18).
В своем Послании к Коринфянам Апостол Павел говорит о том, что «мы более не знаем Христа во плоти» (2 Кор.5,16). Это означает, что каждое событие земной жизни Господа Иисуса отныне раскрывается нам, как Явление Бога во плоти. Раскрывается так в свете пасхального догмата. «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим.3,16). Посланный Богом и Отцом, Господь Иисус отныне бывает воздвигнут из мертвых. И так Он поставляется Царем и Властелином Вселенной, безоговорочно явленным всем народам на все времена. А потому, те слова, которыми Церковь славословит Бога и Отца, относятся ко Господу Иисусу, которому, Воскресшему, принадлежит Царство, и Сила, и Слава.
Царство. Исповедуя Иисуса Господом, Апостольская Община признавала, что именно Он сделался для христиан Единственным Подлинным Правителем всей Вселенной. Он один свободен от всякой узурпации, Ему одному, в библейском помазании Мессией, дана была власть от Бога. Власть не от мира сего (Ин.18,36), но власть над миром. Он Царь и Господь, на одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» (Апок.19,16). Это исповедание Царства Христова станет вдохновением мучеников, оно даст силы Церкви пронести эту веру сквозь преследования во все времена.
Сила. Сила Господа Иисуса означает, что в Воскресении Своем Христос Господь становится неуязвим. Сила Божия пребывает с Ним, в Нем и на Нем, ибо отныне Сила Божия – это Сам Он, дарующий Себя Апостольской Общине Учеников. Господь Иисус, пребывающий в Своей Церкви – Всемогущий и Сохраняющий – везде и всюду. «Любящим же Бога отныне все содействует ко благу» (Рим.8,28).
Слава. Слава, которой облечен Господь Иисус, в пасхальном событии поставленный Богом Христом-Мессией, отныне Духом Святым передается нам в Церкви. Это та слава, которую во Иисусе предуготовил Сам Бог, та слава, что явлена бывает уже сейчас, в День Воскресения. Та слава, что ждет Землю во окончании Истории. А потому сама Церковь, словами древних Символов исповедует не только веру в воскресение мертвых, но в воскресение всякой плоти. «И мы, находясь в этой хижине, воздыхаем, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2 Кор.5,4).
Церковь есть общество верующих, сообщество общения, общение соприкосновения. Христос Воскресе – эти главные слова вновь и вновь повторяются Церковью в пасхальный период. Исповедание веры в воскресение Господа Иисуса – Христос Воскресе – это слово догмата, один из первейших Символов Веры. В этом Символе провозглашается, что Иисус – Мессия, Христос, Восставший из мертвых, Живый во веки, Имеющий ключи ада и смерти, Страшный для зла, богоборцев и демонов (Апок.1,18).
Слова «Христос Воскресе» следует произносить как можно чаще, поскольку первоначальное свойство христианской веры таково, что только переданная другим, она оживает в провозглашающем ее человеке, оживает в собрании верующих во Христа. Так пробуждаясь, вера становится непоколебимым убеждением в том, что Господь Иисус жив, живет и царствует. Становясь Исповеданием Воскресшего, то есть буквально победившей смерть верой Его Самого, вера делается способной животворить и воскрешать. «И сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин.5;4). Христос Воскресе! (иерей Августин Соколовски)
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski