Публикации

СВЯТОЙ СИМЕОН ВЕТХИЙ

Августин Соколовски

Древняя Сирийская Церковь, во главе которой стояла основанная самими Апостолами Антиохия, знала нескольких великих подвижников с именем «Симеон». Это прежде всего два потрясающих аскета, Симеон Столпник (390-459) и Симеон Столпник Дивногорец (521-596). Они сильно разминулись по времени и жили в V и МI веке соответственно. Значение обоих Столпников велико как для христианизации тех земель, в значительной степени все еще остававшихся языческими, так и сохранения Православия, которому тогда угрожали разрушавшие единство Церкви противники IV Вселенского Собора, по причине своей культурной и языковой инаковости выступавшие на стороне монофизитов против православного учения о полноте человеческой и божественной природе Иисуса Христа в христологии.

Древние святые Ближнего Востока спешили проповедовать Христа народам. Эта их спешка была подлинно пророческой. Ведь спустя всего пару столетий возник Ислам, в который вскоре перешли все те язычники, которые прежде не смогли или не захотели стать христианами. Напомним, что мусульманский пророк Мухаммед был младшим современников младшего Симеона Столпника Дивногорца!

Подлинным духовным отцом этих святых можно считать преподобного Симеона Сирийского (умер около 375-390, названного Ветхим, то есть «Старым», для того, чтобы подчеркнуть его статус первопроходца в подвиге. «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме», - сказал в Евангелии Господь (Мф.5:15). Симеон умер практически в тот же самый год, когда будущий старший Симеон Столпник родился. Так он сокрылся под спудом смерти, бы передавая ему светильник угождения Богу. Без святости людей на земле Бог остается одиноким.

Симеон Ветхий был духовником матери древнего церковного учителя, епископа Феодорита Кирского (393-457), который был единственным ребенком в семье и, только по сугубым молитвам сирийских аскетов, не умер при материнских родах. В благодарность он в 444 году написал сирийский патерик «История Боголюбцев», в котором увековечил память преподобных и святого Симеона. Эта книга имеет огромное значение для всей православной духовности, поскольку именно в ней описаны жития 36 святых мужей и жен, о многих из которых без этого письменного труда было бы известно только Богу. Память святых празднуется дважды в году. При внимательном взгляде на богослужебный календарь раскрывается, что днями их памяти, день за днем, или же с небольшими перерывами, буквально прошит месяцеслов в Рождественский и Великий Пост. Житие самого Симеона состоит из четырнадцати глав. Оно удивительно своей благотворной чудотворности.

В одной из утренних молитв, называемых светильничными, которые священник тайно, то есть про себя, читает в начале утрени на Шестопсалмии, Бог именуется «Чудотворцем». Это значит, что в способности творить чудеса заключается в человеке Образ Божий, по которому он был изначально создан (ср.Быт.1:27). Удивляясь чудесам святых, не забудем просить о помощи и просвещении Того, Кто был и вовеки остается их и нашим Первообразом.