Публикации

Два времени поста

Августин Соколовски

Наступление весны в этом году ознаменовало собой начало благословенного Великопостного Времени. В этом 2023 году Великий Пост в Православной Церкви начался 27 февраля. Согласно древнему уставу, и традиции Православной Церкви Великий Пост продолжится ровно 48 дней, или 7 недель, вплоть до наступления Воскресения. В этом 2023 году Пасха в Православной Церкви празднуется 16 апреля. Эту дату легко запомнить, поскольку она приходится ровно на половину второго весеннего месяца и половину весны.

Важно помнить, что Великий Пост состоит из двух отдельных частей. Это Святая Четыредесятница – сорок дней покаяния и молитвы; и Страстная Седмица – воспоминание Страданий Господа Иисуса Христа.

Это разделение в рамках единого Великого Поста чрезвычайно важно. Святая Четыредесятница и Страстная Седмица весьма различны по продолжительности. Принципиально различаются они и по смыслу. Подобны божественной и человеческой природе Христа Спасителя два времени Великого Поста.

В диалогах, сохранившихся в памяти Церкви под именем Кесария Назианзина (330–368), который был родным братом Григория Богослова и прославлен Церковью в лике праведных, содержится мысль о том, что пребывание Адама и Евы в Раю, до их грехопадения и изгнания, длилось ровно сорок дней. Так образно, получается, что время райского блаженства праотцов, обернулось для их потомков, всего рода человеческого, и нас с вами, временем покаяния, сорока дней молитвы и поста.

В свою очередь, Страстная Седмица – время слов и дел Христа. «Слова мудрых – как вбитые гвозди», - написано в Книге Экклезиаста (Еккл.12,11). Каждое слово Господа драгоценно. По вражде врагов правды и ненависти сил злобы, совокупность слов и дел Господа обернулось древом Святого Креста. Мессия был распят и гвозди пронзили плоть Бога. «От Святого и Праведного отреклись, Начальника Жизни убили» (Деян.3,14-15). Если бы земная жизнь Господа завершилась Его смертью на Кресте, то это стало бы величайшим торжеством сил зла в истории. Но Бог воскресил Сына Своего (Деян.3,15). Кровь и вода из ребра Его напоили человеческий род (Ин.19,34). В истории исполнилось Дело Христово.

К сожалению, в повседневной практике заметно стремление как бы спаять две части Великого Поста в единый монолит. Тем самым, воспоминание Спасительных Страданий Господа как бы распространяется на сорокадневное покаянное время. Например, Акафист Страстям Христовым, так называемая Пассия, иногда читается в великопостные воскресенья. Или, наоборот, в дни Страстной Седмицы внимание и время с особенным усилием посвящается исповеди, покаянию и посту, чтобы как бы наверстать упущенное в период Четыредесятницы. Но свойство времени – безвозвратность. И «время всякой вещи и всякому делу под солнцем», - об этом, принимая на себя образ Господа Иисуса писал Экклезиаст (1,1).

Важно помнить, что литургия – это не личная инициатива верующего, но общая молитва всей Церкви, как об этом сказано во время евхаристии, «время сотворити Господеви», то есть, действовать Богу, время, когда действует Сам Бог. И смыслы богослужения Церкви Духом Святым также задает Сам Он.

Святая Четыредесятница – время подготовки к Страстной Седмице, на пороге которой личное аскетическое усилие должно быть приостановлено, на время прекращено. Все личное тогда приостанавливается, а человеческих усилий больше нет. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, но Божий дар» (Эф.2,8).

Ведь отказ от пищи и пития во время Страстной Седмицы – не проявление усердия аскезы, но живое олицетворение скорби по Скорбным Дням Господа Иисуса Христа. Мгновения Страстной Седмицы суть слезы Бога, Печаль Того, Кто отдал Сына Своего (Рим.8,32). Подобны божественной и человеческой природе Христа Господа два времени Великого Поста.