Публикации

Неделя о Слепом

Исцеление Слепорожденного

Пятое воскресенье пасхального периода посвящено воспоминанию исцеления Господом слепого от рождения человека. Слепорожденного. В богослужебном календаре этот день называется Неделей о Слепом. Это последний воскресный день перед отданием Пасхи и Вознесением. Прошедшие седмицы от Воскресения Христова исчисляются шестью. В прежние столетия это было поводом для особого празднования этого дня в нашей Церкви. Ведь повествованию об исцелении слепорожденного посвящена вся 9-ая Глава Евангелия от Иоанна, с 1 по 41 стих. Получается, что значительная часть всего евангельского текста от Иоанна говорит именно об этом.

Начинается чтение словами: «Проходя мимо, Господь увидел человека, слепого от рождения (Ин.9,1)». Для удобства понимания евангельский рассказ об этом исцелении можно разделить на семь частей. Каждая из них является отдельной смысловой единицей, суть которой можно выразить краткими словами самого Евангелия. 

1) Повествование об исцелении: 

«Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (9,7);

2) Удивление соседей и знакомых:

«Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: Не тот ли это?» (9,8); 

3) Первый допрос у фарисеев:

«Спросили его фарисеи, как он прозрел» (9,15); 

4) Допрос родителей фарисеями: 

«Это ли сын ваш? Как же он теперь видит» (9,19); 

5) Второй допрос, суд и приговор фарисеев: 

«Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон» (9;34); 

6) Исповедание веры слепорожденного; 

«Ты веруешь ли в Сына Божия» (9,35)

7) Господь произносит суд:

«На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (9,39).

Из евангельского текста очень важно помнить тот вопрос, который задан был Господу учениками, и усвоить тот ответ, или, правильнее, те слова, которые Господь Иисус произнес в ответ.

«Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (9,2-3).

`Дело Божье` - по-латински Opus Dei – это богословский термин, означающий, что все, происходящее в истории есть `Дело Божье`. Дело Божье это и сама история. В мире совершается дело Божие. Совершается незаметно, шаг за шагом, медленно и непогрешимо. 

Мир есть Дело Божие. Бог неусыпно работает над этим Своим Делом, чтобы неминуемо привести Историю к совершению. Поэтому, все непонятное и трагическое, неясное и не поддающееся расшифровке является отголоском того божественного замысла, центральной частью которого является спасение человека. «И весь еже о нас замысел исполнив», - говорится в евхаристической молитве Церкви. 

Согласно евангельской новозаветной логике, Дело Божие, или лучше, особенная сторона этого дела суть те, о ком Сам Господь - Бог Библии, а не Бог философов и богословов – сокрушается, скорбит, кого жалеет и о ком плачет. Те, кто особенно ущемлен, лишен, неспособен и обездвижен. Кто никогда не родился, или, родившись, никогда не жил. Страждет в инвалидности, не может передвигаться, не видит и не слышит. Кто уже, здесь и сейчас, странным, непонятным, трагическим образом приобщился к бездействию покоя Великой Субботы. Тому абсолютному бездействию библейского Седьмого Дня, которому, пожалуй, никто не захотел бы приобщиться при жизни. «Да молчит всяка плоть человеча». Эти посвященные Спящему во Гробе Богу слова субботнего гимна, звучат, чтобы приостановить всякое спешное, неуместное, нелепое вопрошание: Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

Когда причиной непонятного, странного, трагического и дурного в собственной жизни или в истории мы считаем себя, то это может быть полезно в аскетике и духовной жизни. Когда это приписывается чужим грехам, то осуждается Господом и Библией. Когда же причиной трагического и неясного объявляется божественная воля, промысел, или, что еще более нелепо, некое придуманное людьми понятие попущения, то человек поставляет себя на место Бога. 

«Иисус плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому» (Ин.9,6). Господь исцеляет слепорожденного, посылая его к Силоамской Купели, воды которой использовались для служения в Храме. Со встречи проходящего мимо Господа, с Дороги к Храму начинается исцеление. 

Немедленно вслед за исцелением началось и долгое, мучительное, многоступенчатое дело слепорожденного. Процесс, в котором знакомые посчитают его за двойника, родители откажутся, а религиозная власть, в лице фарисеев, объявит вне закона. 

Процесс над слепорожденным как бы заранее воспроизводит будущий - согласно хронологии евангельских событий - Суд над Господом Иисусом. Воскрешение Лазаря и Мессианский Вход в Иерусалим стали формальной причиной для начала судебного процесса над Господом. `Первосвященники же и весь Синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти` (Мк.14,55). 

Первосвященники и фарисеи передали Господа Пилату. Пилат передал Иисуса Ироду. Ирод возвратил Господа Пилату. Пилат допросил Господа, не нашел в Нем вины … приказал бить Его и отдал Его … на Распятие.

Эта кажущаяся бесконечной череда «передач» и «предательств» началась с окончательного и бесповоротного вопроса Первосвященника о Мессианстве Иисуса, который в наиболее четкой и радикальной форме был передан нам в Евангелии от Марка: `Ты ли Христос, Сын Благословенного? ` (Мк.14,61). 

В этом смысле, между последовательностью допроса, суда, разбирательства и приговора Господу и делом слепорожденного имеется одно ключевое отличие. Процесс над Иисусом начался с двойного, делом и словом, исповедания Им Своего мессианства. В воскресении Лазаря и Входе в Иерусалим это исповедание совершилось делом, а в утвердительном и необратимом ответе на вопрос Первосвященника совершилось свидетельство слова: `Иисус сказал: Я: и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных` (Мк.14, 62).

Для слепорожденного, время Исповедания Веры наступило в самом конце повествования. `Иисус, услышав, что выгнали его вон, и нашед его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Человеческого? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? (Ин.9,35-36). 

После своего исцеления, бывший слепец уже очень многое пережил, и суд, и осуждение. Но он еще ни разу не видел Господа Иисуса. Однако, Господь говорит: `И видел ты его, и Он говорит с тобою` (Ин.9,37). Это видимое противоречие есть неумолимая, непогрешимая, безошибочная логика Дела Божия. Ведь Дело Божие есть Сын Человеческий. «На суд Пришедший в мир сей, чтобы невидящие могли видеть, а видящие остались слепы» (Ин.9,39). Господь Иисус, Который отдал слепорожденному Свои Глаза.

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski