Публикации

Пророк Малахия

16 января святая церковь празднует память пророка Божия Малахии. Малахия, имя которого переводится, как «Мой Посланник», был последним из ветхозаветных пророков. Среди малых библейских пророков он был двенадцатым. Из содержания книги Малахии можно сделать вывод, что Малахия пророчествовал в иудейском народе, в период Второго Храма около 400 года. Воспоминание Малахии – последнего пророка – очень важно для Общины в эти Последние Времена. 

Книга пророка Малахии начинается словами: «Пророческое слово Господа к Израилю через Малахию» (1,1). В отличие от других пророков, книга Малахии не содержит указания на имя отца пророка или же на правившего в то время правителя. Это заставляло Древних Отцов Церкви полагать, что Малахия был не человеком, но Ангелом. 

Книга Малахии состоит из четырех глав. 
Первая глава начинается со слов о божественной любви и предопределении. «Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: "в чем явил Ты любовь к нам?" - Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и, однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его - шакалам пустыни» (1;1-3). Далее следует обличение священников, которое продолжается и во второй главе. «Итак, для вас, священники, эта заповедь: если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца. Вот, Я отниму у вас плечо, и помет раскидаю на лица ваши, помет праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ним» (2;1-3). Это божественное слово чрезвычайно важно для Общины в эти Последние Времена. Суд Божий упразднит лицемерно священное.
Вторая глава завершается вопрошанием о причинах замедления обетованного спасения. «Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: "чем прогневляем мы Его?" Тем, что говорите: "всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит", или: "где Бог правосудия?"» (2,17). В эпоху, когда «вне рынка нет спасения», а мир претендует на тотальную юридизацию всех и вся, для Общины важно помнить, что Суд начнется с Дома Божия.
Третью главу книги пророка Малахии начинает божественный ответ. Господь предвозвещает Пришествие Мессии. Пришествию будет предшествовать Предтеча». Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (3,1). Слово Бога говорит о Пришествии Первом. Говорит и о словном и страшном Пришествии Втором. «И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде» (3;2-3). «Внезапно придет в храм Свой Господь». Община не должна забывать, что Пришествие Господне – всегда здесь и сейчас, Пришествие Господне – внезапно.

Четвертая глава - самая короткая и состоящая всего из 6 стихов, так что в некоторых редакциях библейского текста она присоединена к предыдущей. Так, в немецком переводе Библии книга пророка Малахии поделена на 3 главы. Бог устами пророка предвозвещает пришествие Дня Господня: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (1,1). Слова о Христе, как Солнце Правды, звучат особенно в эти рождественские дни: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды» (4,2). И особенно важно, должно, необходимо – в наше больное время – провозвещать Его, как подлинное исцеление: «Солнце правды взойдет и исцеление в лучах Его» (4,2). «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (4;5-6), - эти последние слова канонического библейского текста предвозвещают Пришествие Илии перед Его, Христа, Мессии Пришествием. О них знала Апостольская Община, про них вопрошали Христа об Иоанне Крестителе. Об этом напоминает Апокалипсис (ср.Апок.11,6).

Именуя Малахию последним пророком, и празднуя его память, Община становится на путь ожидания. Ожидание того, что вот-вот исполнится, но никак не придет; ожидание, как путь в гору, ожидание как испытание. Ожидание как приоткрытая дверь, как «ночь прошла, а день приблизился» (Рим.13,12). Читая пророков, Община учится ждать Христа, Который уже пришел, и скоро, вот-вот вернется. Приближаясь к Дню Богоявления, который некогда был единственным, помимо Пасхи, праздником в честь Господа Иисуса, Община вдохновляется Его повелением ничего не бояться. Община просит Господа вернуть Церкви дух пророчества. Ибо оно есть свидетельство Иисусово (Апокалипсис 19,10).

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski