Публикации

Преображение Господне

День Преображения является для Церкви, как Общества Верующих, важным поводом к размышлению над смыслом этого События. Согласно Евангелию, Господь Иисус взошел на Гору с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, и преобразился пред ними. Иисусу из Назарета собеседовали пророки Моисей и Илия. Глас Бога и Отца засвидетельствовал, что на Иисусе почивает «Благоволение». Последующее развитие искупительной тайны показало, что Благоволение Бога есть Сам Иисус Господь.  

Событие Преображение непосредственно связано с Крестом Христовым. Господь являет Свою славу, после чего возвещает Апостолам о предстоящем Страдании. «И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Ибо Сын Человеческий пострадает» (ср.Мф.17;9.12). В контексте последовательности литургических празднований Церкви важно, что празднование в честь Креста Христова, День Воздвижения, совершается на сороковой день после Преображения.

Преображение Господне было историческим событием, то есть имело место однажды в истории. Тем не менее, первохристианские общины, стоявшие у истоков евангельских текстов, а, вслед за ними, и святоотеческое богословие, придали событию Преображения домостроительный смысл. Это означает, что Преображение занимает особенное место в истории спасения, и, что особенно важно, в божественной экономике, то есть Его администрировании миром. 

Позднее византийское богословие в 14м веке, в лице фессалоникийского архиепископа Григория Паламы (1296–1359), предприняло грандиозную попытку полного переосмысления События Преображения. По примеру западного христианства, с его идейными праздниками, в которых, вместо конкретных событий, совершается воспоминание тех или иных вероучительных истин –«Тело Христово», «Христос – Царь», «Имя Иисуса Господа Иисуса» - Православный Восток того времени фактически превратил Преображение в идейное торжество в честь «божественного света», «нетварных энергий» и молитвенной практики исихазма. 

Парадоксальным ответом на эту «теологизацию» Преображения стало народно-благочестивое отождествление литургии праздника с благословением нового фруктового урожая. Преображение как яблоки и виноград: символы грехопадения первых людей и омывающего грехи всех, «пролитого за многих» (Мф;26,28), Евхаристического Вина. «Боже, Спасителю наш, благоволивый виноград нарещи Единородного Твоего Сына, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса, и тем плод бессмертия нам дарова», - говорится в молитве на благословение плодов. 

Помимо этих двух смыслов – библейски-исторического и схоластически богословского – у События Преображения есть и третий, доселе практически ускользавший от внимания Общины Смысл. В момент кульминации евхаристической молитвы Церковь, устами священника или епископа, который, всегда, не более чем просто священник, произносит следующие слова: «Воспоминая эту спасительную заповедь и все, ради нас совершившееся: крест, гроб, воскресение в третий день, на небеса восхождение, по правую руку сидение, второе и славное второе пришествие». Согласно буквальному смыслу этой ключевой фразы евхаристического моления Церкви, которая предшествует двойной эпиклезе одновременного Преложения Общины и Даров в Тело и Кровь Христовы, Второе Пришествие уже совершилось. Парусия является предметом воспоминания Молящейся Общины. 

Церковь, как странствующая Община Истолкователей, или, точнее, Сообщество Интерпретаторов, в истории призывается к тому, чтобы вновь и вновь воссоздавать себя. Говоря словами Павла, «забывая прошлое, простираться вперед» (Фил.3,13). Будучи Домом Божьим, Церковь как Церковь Созидаемая и нуждающаяся в Преображении (лат. Semper Reformanda), в своей сакраментальной таинственной сути, непрестанно работает над нахождением смыслов. Такое новое осмысление экономического события – а домостроительство спасения мира есть подлинная божественная экономика – есть воссоздание тех звеньев в цепи воспоминаний Господа, которыми созидается Конец Истории. 

В контексте Дела Божия, Его замысла Управления Миром, событие Преображения приобретает совершенно новое значение. Ведь подлинный смысл Преображения не в прошлом, том единовременном, и не доступном современникам Иисуса и Апостолов, явлении славы Господней на Горе Фавор в Палестине, но в будущем. По сути, событие Преображения только будет быть. Оно есть Праздник Будущего, знаменующий собой эсхатологическое свершение. Преображение есть воспоминание Второго Пришествия.

День отдания Праздника является для Общины важным поводом к прощальному размышлению над смыслом этого события Преображения. Прощальному, потому что в следующий раз Церковь будет праздновать Преображение через год. Но только если Бог продлит бытие этого мира. Ведь «Свидетельствующий сие говорит: Ей, гряду скоро!» (Апок.22,20). Догмат Церкви о Втором Пришествии означает убеждение, что Господь наш жаждет вернуться вновь, чтобы завершить Историю.

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski