Публикации

Мученица Анисия Фессалоникийская

12 января Община чтит память святой мученицы Анисии. Анисия пострадала в 298 году при императоре Максимиане (286-305) в Фессалониках. Анисия рано осталась без родителей, которые воспитали ее в христианской вере. Будучи посвященной Христу девой, она носила на голове покров в знак посвящения. 

Мученическое свидетельство Анисии совершилось следующим образом. По дороге на общественное христианское богослужение, которые тогда часто совершались в местах потаенных, Анисии повстречался римский воин. Очевидно, заметив на ней знак посвящения, он позвал ее на языческое празднование, чтобы принести жертву богам. Анисия отказалась. Тогда он попытался привлечь ее силой и сорвал с нее покрывало. В ответ дева плюнула ему в лицо, за что была поражена мечом. «Воин, не вынося имени Христова, обнажил бывший при нем меч, и, ударив ее в бок, пронзил насквозь». 

Тело мученицы было погребено христианами за городом. Время христианства еще не наступило. Язычники боялись мира мертвых и сознательно отделяли его от «живых». Христиане же, наоборот, совершали Евхаристию на гробницах мучеников. Ибо знали, что день смерти мученика – это подлинный день рождения героя, свидетеля и исповедника за Христа в Царство, и Силу, и Славу Небесного Отца. «Побеждающему дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным» (Апок.2;26-27). 

Анисия не была «царского рода». Поэтому, в отличие от великих героев великой христианской древности – Варвары, Екатерины, Анастасии – она именуется просто мученицей. Мученические страдания великомучениц представляют собой сложнейший комплекс переплетения различных семантических рядов. Они как бы стремятся вобрать в себя все то, что античность и первохристианская древность старались увидеть в женском свидетельстве за Христа, и в женственности вообще. Ведь как сегодня, так особенно тогда, женское привлекало, и пугало, притягивало и отталкивало. Тогда женское старались принизить, сегодня – обезличить и приравнять. В отличие от актов великомучениц, страдание Анисии предельно кратко, беззащитно, лишено тайны. В своей молниеносной страдальческой ясности оно удивительно прекрасно. 

Празднование в честь Анисии напоминает Общине об обязанности помнить всех своих – великих и малых, знаменитых и неизвестных, поименованных и безымянных – святых. Особенно это относится к святым христианской древности. Община призывается обращать особенное внимание на подробности мученического свидетельства древних исповедников Веры Христовой там, где они кажутся простыми, лишенными чудесности и обыкновенными. Ведь именно в этом они могут оказаться обращенными к нам.

Празднуя память святой мученицы Анисии, Община обращается к Отцам Церкви в попытке приобщиться тому, как понимала суть подвига мучеников древнехристианская мысль. Учитель Карфагенской Церкви Августин, несомненно, знал и почитал мученицу Анисию. Ведь он родился в 354 году - всего 56 лет спустя мученического рождения девы. Это означает, что Августина отделяло от Анисии и Великого Гонения примерно столько же лет, сколько Общину отделяет от эпохи Новомучеников. Вот что великий иерарх говорил о сути мученического подвига в своем слове на Протасия, и Гервасия, и Стефана (Слово 328 (фрагмент): 

«Итак, они сражались и победили. Победили первыми. Но победив, не сожгли мосты, ими пройденные и не препятствуют нам перейти. Это доступно тому, кто желает. И не нужно стремиться к гонениям, которые они претерпели. 

Потому что жизнь человеческая – ежедневное испытание. Ведь верный может заболеть. Искуситель приступит сразу же. Ради выздоровления предложит беззаконное жертвоприношение, предосудительный и кощунственный амулет, гнусное заклинание, магический обряд.  Со словами: «Вот, он, или она, были в еще большей опасности, чем ты, и так от нее избавились; поступи и ты так же, если хочешь жить; умрешь, если этого не сделаешь!». 

Обрати внимание, не это ли тоже самое, как «ты умрешь, если не отречешься от Христа!». То, что гонитель говорил открыто мученику, тебе говорит незаметно сокрытый искуситель. 

Разве «приобрети тебе это средство - и выживешь», не тоже ли самое, что «принеси жертву и будешь жить»?! А «если не сделаешь этого, то умрешь», не то же ли самое, что «если не принесешь жертву, умрешь»? 

Итак, приобщившись образу борьбы, приобщись и подлинной победе. На одре болезни ты уже в амфитеатре; ты не можешь подняться, а потому сражаешься. Пребывай в вере, и, болезнуя, ты уже побеждаешь. 

Потому, дорогие мои, немалое вам утешение в этом Месте Молитвы. Здесь почитается мученик Стефан. Здесь, в честь него, поклоняются Тому, Кто увенчал Стефана» (перевод с латыни: иерей Августин Соколовски).

Молитвами беззащитной Анисии, и всех твоих мучеников, Боже, защити нас от зла!

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski

PS: 4 июля 1980 года, во время проведения работ по улице 3-го сентября в Салониках, рядом с расположением 3-го армейского корпуса была найдена гробница святой Анисии, содержащая ее святые мощи, сохранявшиеся от людских глаз около 1650 лет.