Публикации

ВЕРА В ВОСКРЕСЕНИЕ

Вера в Воскресение Господа Иисуса из мертвых является ключевым, фундаментальным, основополагающим догматом христианства.

 Вера в Воскресение Христово складывается из последовательных спасительных истин. Одной из таких истин является убеждение Древней Церкви в том, что Господь Иисус сходил во ад.

 Древние Символы Веры, среди которых Символ Святых Апостолов, исповедуют веру «во Иисуса Христа, Сына Божия и нашего Господа, Который страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен, и сошел во ад».

Сошествие во ад Господа Иисуса – обязательная составляющая новозаветного понимания Воскресения.

Чтобы понять суть сошествия, нужно понимать мировосприятие Древней Церкви, разбираться в святоотеческом богословии, понимать догматику, быть верным букве и духу Священного Писания. Веровать Богу, веровать в Бога, устремляться вслед за Богом.

В Соборном Послании Петра говорится: «Христос, чтобы привести нас к Богу, пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, духом Он находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет.3;18-19). «Духом находящимся в темнице духам»», — это словосочетание чрезвычайно важно. В способности Господа Иисуса, после Своей телесной смерти проповедовать духам духом заключается необходимое следствие подлинности человечества Христова, и, одновременно, знамение начинающейся победы над смертью и разрушением.

Ад – предельная степень расчеловечивания человека. Ад не предполагает общения, ад – это место, где никакого общения, сообщения, и, выражаясь современным языком, коммуникации просто нет. Христос же, будучи зримым образом как бы повержен и упразднен смертью в своем человечестве и своем мессианстве, согласно Апостолу Петру, не только приобщился этому расчеловечиванию, но и преодолел его. Ибо проповедовал находящимся во аде, благовествовал погруженным в молчание духам умерших людей.

Получается, что смертный покой Господа в Великую Субботу был не упразднением всякой жизни, но временем Его домостроительного действия. «Смерть Твою, Господи, возвещаем, и воскресение Твое исповедуем», - провозглашают древние евхаристические молитвы Церкви после преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Так, символический и реалистический языки литургии согласно говорят о том, что в сошествии во ад Господа Иисуса произошло соприкосновение свершившейся смерти Господа и начала Его восстания из мертвых.

С убеждением в спасительном значении Сошествия неразрывно связана вера в Воскресение Господа в Третий День. О нем свидетельствует Евангелие, о Воскресении в Третий День говорят Древние Символы.

Третий день, согласно Библии, это день, когда всякая человеческая надежда мертва. Это день, когда, вопреки всякому ожиданию, начинает действовать Сам Господь. В этом смысле время становится библейским расстоянием между человеком и Богом.

Такому теологическому пониманию времени, соответствует антропологическое. В Евангелии от Иоанна, Марфа, сестра умершего Лазаря, так говорит о своем брате: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин.11,39). В соответствии с символическим отсчетом времени, во времена Господа Иисуса в библейском народе существовало основанное на опыте убеждение, что умерший, если первый и второй день после смерти уже пройдены, окончательно и бесповоротно мертв. Третий день, выражаясь языком Варлама Шаламова, это топос расчеловечивания человека.

Важно помнить, что в библейском понимании, смерть — это, одновременно, категория знания и категория опыта. Только умерший мог считаться прожившим человеческую жизнь полностью, подлинно, окончательно и бесповоротно, самой своей смертью доказать, что он жил. «Для смерти нужны живые», - утверждал Андрей Платонов. Величайшие древние пророки, Енох и Илия, должны были вернуться на землю, чтобы претерпеть смерть, быть убитыми, сделаться мертвы (Апок.11,12).

Если бы жизнь Господа Иисуса закончилась на Кресте, то это было бы величайшей победой сил зла в Истории. Оклеветанный, распятый и убитый Мессия был бы величайшим поражением Бога и Его Завета с Народом. Поэтому Бог и Отец приготовил Свой собственный, и, что очень важно, неожиданный, парадоксальный, неподотчетный, то есть, дословно, на языке греческого оригинала православных богословских терминов, «анархический» и, одновременно, суверенный ответ. Имя этому ответу – Воскресение. Третий день … Очень важно, что смертный покой Господа Иисуса был не долгим.

Явления Господа Иисуса по Воскресении были свидетельством наступившего Величия Мессии, раскрытием того божественного ответа, каковым было воздвижение Его из мертвых. Небесный Отец облек Своего Мессию зримой божественной славой. Согласно Книге Деяний Апостольских, Господь Иисус взошел на Небо на облаке.

Воскресение не возвращение, а потому телесность Господа Иисуса обрела все те совершенства, каковыми обладает божественная природа. Господь Иисус мог проходить через закрытые двери, мог являться суверенно, когда Сам этого желал. Повторяющаяся внезапность Его пасхальных явлений стала моментом соприкосновения Пасхального Присутствия и началом Второго Окончательного и Бесповоротного Пришествия Господа. 

Вера в Воскресение из мертвых Господа Иисуса придает христианству спасительную незавершенность, делает его жаждуще устремленным в будущее. Ведь с верой в Воскресение Христа из мертвых тесно сопряжено ожидание всеобщего воскресения мертвых в конце истории. ‘Верую в воскресение плоти’, - говорит Апостольский Символ. Итак, совершенное Богом в Воскресении Христа Мессии спешит сделаться наследием каждого, наполнить жизнью спящие в земле кости (Иез.37,3), стать достоянием всех.