Публикации

Мученица Феврония Низибийская

8 июля Церковь чтит память преподобномученицы Февронии. Святая пострадала за Христа в правление Императора Диоклетиана (284–305). Она была посвященной Богу девой. Празднуемая в этот же день Церковью благоверная княгиня Феврония Муромская имела святую деву своей небесной покровительницей.

Будучи одной из весьма немногих сирийских дев-мучениц первых веков христианства, чьи имена дошли до нас, Феврония вошла в память Церкви как олицетворение всех тех, кто, в отдалении от главных центров Апостольского Христианства того времени, свидетельствовал о Вере в Распятого «перед язычниками, царями и владыками земли» (Мф.10,18).

Феврония происходила из Низибии – современного Нусайбина, города на юго-востоке Турции вблизи сирийской границы. В ее времена это была граница Римской и Персидской Империй, а сам город с 298 года принадлежал Римлянам. Низибия была важным военным и торговым пунктом, центром образованности, местом встречи Рима, Сирии, Персии и других стран Востока. В середине IV века в Низибии начала процветать подобная Антиохийской Низибийская Богословская Школа, с которой был связан преподобный Ефрем Сирин.

Христианство первых веков существовало как огромная Вселенная, в которой было много традиций, стран и языков. Постепенно христианство объединялось, а греко-римская философия, цивилизация, греческий и латинский языки, культура, право и концептуальное мышление стали доминировать. На рубеже столетий, около 400 года, такое влияние эллинистического мира стало господствовать и в Сирии. Но сама Феврония не дожила до этого времени. Она была чадом сирийского языка и Сирийской Церкви, говорила и мыслила по-сирийски, а греческого языка, скорее всего, не знала.

Православное мировоззрение, формы рассуждения и языка древних сирийских христиан того времени происходили из трех основных источников: 1. Месопотамские сказания и тип мышления; 2. Сирийский перевод Библии и устные иудейские предания; 3. Греко-язычное христианство, при этом, опосредованное, в сирийских переводах. Сирийский был одним из вариантов арамейского. На нем говорил Спаситель, было впервые проповедано Евангелие, произнесена Благая Весть.

Феврония вела образ жизни, посвященный Богу. И хотя в богослужебном календаре она именуется преподобномученицей, монахиней в современном смысле слова она не была. Сирийской Церкви того времени были свойственны особенные общины посвященных Богу мужей и жен, именовавшихся «Сынами и Дочерями Завета». Удивительно, но современником Февронии был великий древний подвижник, основоположник сирийского монашества, персидский мудрец Афраат (270–346).

Вдохновляемое библейскими текстами, раннее христианство не хотело, да и не могло видеть в посвященном Богу девстве дев просто аскезу, направленную на умерщвление плоти или сознательный отказ от деторождения. В этом, в частности, оно отличалось от гностицизма или манихейства, презиравшего и уничтожавшего жизнь, мир и плоть. «Погублю губивших землю», - предупреждает в Апокалипсисе Сам Господь (Откр.11;18).

Следует отметить, что и безбрачие древних епископов было, помимо предложенного Апостолом Павлом миссионерского идеала (1 Кор.7,7), обусловлено требованием безупречности, неподкупности, неуязвимости и бесстрашия. Ведь с легализацией христианства при Императоре Константине епископы приобретали право суда, защиты и печалования. Помимо определенных гражданских, в первую очередь, семейных дел, к епископу, то есть к Суду Церкви, вправе были обратиться те, кто предпочитал именно церковную юрисдикцию гражданской. К примеру, в таких повседневных заботах проходила жизнь «Николая Чудотворца» Древней Сирийской Церкви, святителя Иакова Низибийского (+338). По Преданию, именно он положил начало почитанию мученицы Февронии во святых.

Девство дев, и здесь особенность и уникальность именно женского призвания в глазах Древней Церкви, становилось, делалось и было местом неизменяемости, топосом отображения присутствия Того, Кто, будучи превыше законов времени и бытия, сделался человеческим бытием, вошел во время, и, говоря словами Символа Веры, «нас ради человек и нашего ради спасения воплотился от Духа Свята и Марии Девы», стал «Прекрасным Далеко» - Подлинным Будущим всякого человека.

Именно эта, христологическая, а не философско-религиозно-аскетическая направленность посвященного Богу девства юных христианок приводила язычников в неистовство. В особенности это заставляло негодовать правителей. Ведь они, обожествлявшие Императора, видели, что единый истинный Победитель и Владыка жизни и смерти, души, тела и духа – свидетельствуемый девами Господь Иисус Христос – торжествует в немощнейших сосудах тел христианских дев (1 Пет.3,7).

По свидетельству жития святой Февронии, когда слух о наступлении гонений на христиан дошел до Общины, к которой она принадлежала, все девы предпочли бежать. Феврония же осталась, была схвачена и приведена на суд.

В контексте только что сказанного, процесс над христианскими девами обязательно строился по двум направлением, каждое из которых для языческих правителей было чрезвычайно важно: от дев требовали отречения от веры; им обещался благополучный, с языческим супругом, брак. По мысли идолопоклонников, христианская дева должна была совершить таким образом двойное отречение. Провозгласить Императора Господом, и, согласно логике римского права, обрести могущественного супруга-язычника своим новым отцом. Ведь римляне прекрасно помнили, кого христиане именовали, исповедовали, призывали и называли своим Единым и Единственным Отцом на Небесах.

Феврония не отреклась от веры и отказалась от брачного предложения, которое, согласно мученическим актам, делал ей правитель, язычник Лисимах. Деву принуждали уговорами, затем мучили, калечили ее живое тело, отрубали руки и ноги, но не добились ровным счетом ничего.

Тот летний день 1725 лет тому назад стал днем рождения Февронии. Ибо только так первые христиане именовали дни мученической смерти своих братьев и сестер. Видя происшедшее крещение кровью, язычник Лисимах уверовал во Христа и так, молитвой Церкви и девы, в отличие от всех своих языческих соплеменников, перестал быть сиротой, ибо обрел себе Небесного Отца (ср.Мф.6,9).

иерей Августин Соколовски / Dr Augustin Sokolovski