Публикации

Святитель Иоанн Златоуст

Августин Соколовски, доктор богословия, священник

Сегодня Церковь чтит память Иоанна Златоуста (347–407). Иоанн был самым почитаемым святым епископом древности на Православном Востоке. Об этом свидетельствует обилие дней его памяти, общим числом восемь, находимое в древних месяцесловах.

1. 9 февраля – возвращение тела из Абхазии, где он скончался, в Константинополь 31 лет спустя в 438;

2. 11 февраля – в Соборе Трех Святителей, вместе с Василием Великим и Григорием Богословом (праздник учреждён в 1084 году);

3. 28 декабря – епископская хиротония в 397 – после того, как он был тайно привезен из Антиохии в Константинополь и о планах посвятить его в епископа Столицы, скорее всего, ничего не знал. Вопреки своему желанию, в поставлении Иоанна участвовал враг и главный мучитель его – Александрийский Патриарх Феофил (+412);

4. 1-2 апреля - первое изгнание с кафедры в 403;

5. 18 мая – низложение с Кафедры в 404 году . Важно помнить, что Древняя Церковь знала и такой подлинный повод для архиерейского торжества. 

6. 10 января – перенесение мощей в 438;

7. 27 сентября 407, Крестный Праздник, День Воздвижения стал для Иоанна Днем Рождения, ибо в этот день он взошел на Небеса. Не случайно, древние месяцесловы именуют его мучеником;

8. И, наконец, сегодня, в ноябре 26-го: в этот день Иоанн возвратился из первой ссылки, чтобы уже вскоре быть убитым, ибо изгнанным навсегда (ср. Апокалипсис 6,11).

Иоанн был великим проповедником. Именно поэтому его и прозвали «Золотые Уста». Так в Константинополе называли церковных мастеров слова. Но первым в истории так был назван не Иоанн, но епископ Севериан Габальский. Этот иерарх пребывал в столице, Иоанн относился к нему как к другу, по-братски, но, в итоге, именно Севериан Иоанна предал. Точный год рождения Севериана неизвестен, известно только то, что он пережил Иоанна всего на один год (+408).

Иоанн был епископом Нового Рима. Именно так назывался тогда основанный Константином в 330 году на Босфоре новый Столичный Град. Современники славословили основание города, но на другом берегу Средиземного Моря – латинское mare nostrum - Августин Блаженный (354–430) в своем «Граде Божьем» писал о том, что Константин – «подобен Каину, ибо основал и посвятил своему имени новый, великий, столичный, но все же … земной град».

Иоанн не был ни патриархом, ни даже архиепископом. Называть его так – анахронизм. Дело в том, что Константинопольская Кафедра в его времy подчинялась другой митрополии, была одной из тогдашних 2000 епархий в Римской Империи и, канонически, не имела никаких вселенских прав.

Иоанн, по велению сердца и … врага своего – Империи - положил свою жизнь ради авторитета Столичной Церкви. Делом заложил основание того, что на языке богословия именуется «политическое (то есть не основанное на происхождении от апостолов) первенство кафедры», или, более точно, политический примат. Во многом именно за это он был низложен соперниками из первенствовавшей тогда в Восточной Церкви Александрии. Но благодаря его авторитету Константинополь, десятилетия спустя, на Вселенском Соборе в Халкидоне (451) получил титул архиепископа, стал самостоятельной митрополией и, вместе с Иерусалимом, превратился, нет, в апостольский, но и не в титулярный, а в Исторический Патриархат.

Иоанн был убежденным подвижником и аскетом. Он ограничивал себя во всем, кроме любви к простому народу и неприязни к сильным мира сего. Но еще в Антиохии, в молодости, из-за чрезмерных постов он обрушил свое здоровье, а потому, уже в Константинополе – за что подвергался осуждению клира и придворных – не мог принимать участия в торжественных трапезах и пирах.

Златоуст был всем для своего народа (ср. 1 Кор.9,22), защищать больных и бедных, быть с отверженными, не быть «человеком, который смеется». Именно народ впоследствии стал на его защиту, потребовал вернуть тело епископа в Город, по велению Духа Божия, стал подлинным автором (от латинского auctor – «инициатор», «поборник», «сторонник») возвращения Иоанна в диптихи - единственного тогда способа прославления во святых почившего Епископа – этой великой радости Церкви, этого Всемирного Торжества.