Публикации

Святой Иоанн Лествичник

Августин Соколовски, доктор богословия, священник

12 апреля Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника. Святой был подвижником, богословом, учителем монашествующих. С именем Иоанна связана великая синайская традиция православного аскетизма. 

Апрельское воспоминание памяти великого Иоанна является постоянным ежегодным днем его памяти. Это празднование в честь синайского подвижника обычно остается незамеченным по причине того, что особенным торжественным образом память Иоанна празднуется Церковью в четвертое воскресенье Великого Поста.

Календарная память Иоанна 12 апреля также приходится на великопостное время. Такое соответствие покаянного времени с днем празднования памяти святого, посвятившего свою жизнь аскезе и покаянию, является важным поводом к размышлению о монашеской святости в целом, и к воспоминанию о жизни и трудах самого преподобного Иоанна. 

При этом, если память Иоанна в Четвёртое Воскресенье Великого Поста посвящена его произведению ‘Лествице’, по-русски дословно, ‘Лестнице в Небо’, и связанной с ним монашеской традиции, то ежегодная календарное празднование в честь Иоанна, каким-то удивительным образом совпадающее с нагим современным Днём Космонавтики- это, прежде всего, благодарность Церкви Богу, за великий Дар Благодати, явленный во святых. 

Согласно жизнеописанию, Иоанн начал свой монашеский путь на Синае, когда ему было около 16 лет. После сорока лет отшельничества в пустыне Фола - несомненная библейская семантика странствования богоизбранного народа - Иоанн был избран игуменом монастыря святой Екатерины. Подобно Писаниям Моисея, ‘Лествица’ Иоанна, стала подлинными скрижалями подвижничества. Имя ‘Лествичник’ дал Иоанну этот его бессмертный труд. 

Точное время жизни Иоанна Лествичника нам не известно. Исследователи его трудов говорят о трех возможных вариантах датировки его биографии. Получается, что житие синайского игумена могло принадлежать трем различным эпохам. 

Удивительно, что каждая из них была подлинно переломной. Подобно нам, Иоанн был человеком апокалипсического времени. 

1. Если следовать первому варианту датировки - родился около 525 и отошёл ко Господу в 595 или 605 году, то Иоанн Лествичник был бы современником Папы Григория Римского (540-604). Апостол Англии Августин (+604), и даже император Флавий Петр Савватий Юстиниан (483-565) вошедший в историю под именем Юстиниана Великого, также были бы современниками Иоанна. 

2. Второй вариант, согласно которому годом рождения Иоанна следует считать 579 год, а кончины - 649, делает Иоанна современником Мухаммеда (571-632) и первых, Праведных Халифов Ислама (632-661). Более того, Лествичник был бы свидетелем арабского завоевания Сирии, Палестины и Египта (634-640). 

3. Третий (+680), наиболее поздний вариант датировки, превращает Иоанна Лествичника в современника Максима Исповедника (580-662), свидетеля монофелитских споров, а также ряда важных побед Халифата Омейядов над Восточной Христианской, то есть Византийской Империей со столицей в Константинополе.

Удивительно, что каждая из этих предполагаемых эпох жизни Иоанна была подлинно переломной. Подобно нам, Синайский Игумен был человеком Апокалиптических Времен.

Важно понимать, что в те древние времена Синайская Гора представляла собой целое сообщество монастырей, подобное современной Святой Горе Афон. Это был подлинный Град Божий, монашеская республика. Многие монастыри Синая практиковали различные формы общинной жизни, где подвижники пребывали в обителях, скитах и разных формах отшельничества. Выражаясь образным языком того времени, на Синае пребывала «тысяча монахов». Число это - конечно же символ, но и само по себе для той эпохи оно представляло собой значительную демографическую величину.

«Пустыня», как называлось место жительство подвижников, было не просто природной зоной с суровым климатом, скудной растительностью и отсутствием коммуникаций и путей, но и, своего рода, топографическим символом аскетического Божественного Града, в котором свойственная прежде таким местам сила демонского присутствия злых духов была побеждена силой Воскресшего Христа. Так место жизни и подвига монахов, ушедших из мира ‘одиноких пред Богом’, как семантически переводится само это слово, становилась подлинным топосом Богоявления Воскресшего, местом реального присутствия Церкви, как животворящего общения спасённых верой подлинной Небесной Лествицы (ср.Рим.10,7) - Господа Иисуса Христа.