Публикации

ОБРЕТЕНИЕ ЧЕСТНОГО КРЕСТА И ГВОЗДЕЙ СВЯТОЙ ЕЛЕНОЙ

Августин Соколовски

19 (6) марта Православная Церковь празднует обретение Честного Креста и гвоздей святой равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме.

В 326 году святая Елена отправилась паломницей в Святую Землю. Именно тогда было положено основание Базилики Рождества Христова в Иерусалиме и Храма Вознесения на Елеонской Горе. В стремлении очистить Голгофу от языческих знаков, оставленных римлянами, Елена повелела провести археологические раскопки на месте казни Христа Спасителя. Тогда и был обретен Святой Крест и гвозди, которыми был пригвожден к крестному древу Иисус Господь. У воспоминания обретения Честного Креста и гвоздей несколько значений.

Во-первых, это день памяти святой равноапостольной Елены. Память святой царицы обычно торжественно празднуется совместно с равноапостольным Константином, ее сыном 3 июня (21 мая). Малое мартовское отдельное воспоминание позволяет нам почтить святую мать римского императора отдельно. Ее заслуги в христианизации огромного прежде языческого государства, в благотворном влиянии на своего сына, в обретении многих христианских святынь и построении церквей весьма велики.

Во-вторых, обретение Святого Креста и честных гвоздей исторически предварило другое чрезвычайно важно событие в истории христианства, а именно, Воздвижение Святого Креста. Крест и гвозди, орудия спасительного страдания Господа Иисуса, были найдены. Затем было совершено торжественное прославление орудия нашего спасения, как называют Крест богослужебные тексты и Святые Отцы.

В-третьих, крестная смерть через распятие была жесточайшим видом казней, существовавших в Римской Империи. Известно, что в первые века христианства апологетам православной веры пришлось приложить множество усилий, чтобы убрать из сознания простых людей ощущение соблазна и смущения, которые возникали при упоминании Креста, на котором Господь наш был распят.

Обретение орудий крестной смерти Господа, которое, несомненно, совершилось по внушению свыше, стало очень важным этапом в осмыслении спасительного смысла Креста. Крест, и орудия страданий Господа становились важнейшим символом и знаменем Вселенского Православия.

Наконец, само обретение стало событием, которое, вместе с Миланским Эдиктом (313), проведением Первого Вселенского Собора в Никее (325), освящением Храма Господня в Иерусалиме и Воздвижением Креста (оба события одновременно в 335 году), и Крещением равноапостольного Константина (337) ознаменовали собой эру всемирного христианского благовестия и обретение Святым Православием планетарного измерения.