Неделя перед Воздвижением
20 сентября 2020 года в богослужебном календаре называется Неделей перед Воздвижением. Так община начинает подготовку к Празднику Воздвижения, называемому Церковью «Всемирным Воздвижением Честного и Животворящего Креста».
В Символе Веры провозглашается вера в «Господа Иисуса, Распятого при Понтии Пилате». Упоминание крестной смерти в Символе означает, что Крест Христов является Догматом Веры. Всякий догмат — не просто умозрительная истина, но формулировка части животворящей тайны человеческими словами таким образом, что доступным делается истина, на которой строится бытие мира. Из Истины о Христе Иисусе проистекает новая жизнь на иссушенную произволом людей и демонов жизнь человека в мире.
Крест Христос имеет две стороны: скорбную и торжествующую. Каждая из этих сторон обладает самостоятельным значением, несет в себе завершенную полноту смыслов, а потому воспоминается Церковью в течение всего года. Каждая из этих частей, по-своему, соотносится как с жизнью каждого отдельного человека, так и со всей Вселенной. Кульминацией скорбного воспоминания становится Крестная Седмица Христовых Страданий, когда Церковь скорбит о Господе Распятом. Славная же сторона в полноте раскрывается в День Воздвижения, когда Церковь празднует Всемирное Воздвижение Креста. Крест Христов также воспоминается Церковью в течение года и в течение каждого дня.
Господь воскрес и даровал Церкви знамение Креста, как залог Своей Победы и победы нашей над страхом розни, смерти, ада, небытия. В другом своем, не метафизическом измерении, этот залог означает гарантию и видимый знак торжества Христова Дела в истории, в мире, в биографии.
Крест Христов бывает явлен в различных явлениях, которые Община воспринимает, как знамения. Господь дарует Крест и в великих праздниках и малых церковных, и светских, празднующих победу над неправдой, торжествах. Крест Христов удивительно прекрасен там, где исторически с ним, как кажется, ничего не связано. Ведь земная жизнь Господа и крестная Его смерть исторически произошла тогда и произошла там, где не было никого из существующих здесь и сейчас с нами. Так всякая страна и всякая земля приобщается к историческому событию Распятия Господа Христа, приобретая, таким образом, преодолевающие историю контуры. Такое вхождение в спасительную тайну совершается благодатью Воскресшего Господа.
Предстояние Общины Крестному Знамению в Неделю перед Воздвижением означает, что воскресное событие также полностью объято благодатью Креста. Потому и величайшие моменты Апофеоза Воскресения Христова, такие как Книга Апокалипсис, всегда и сразу говорят и о смерти Христовой. «Не бойся; я есмь первый и последний. И живый; и был мертв» (Апокалипсис 1;17-18). Слова Библии свидетельствуют о конечной неотделимости скорбной стороны Распятия от стороны победной. Это означает, что с Креста Христова в Палестине Господь Иисус уже видел все народы и племена, которые только будет предстоять Ему на всем пути Истории.
Павел Апостол говорит о том, что христиане хвалятся Крестом Христовым. Символ Веры именует Иисуса — Господом, а Господа называет Иисусом. Для само-понимания Церкви, и тех, кто в Церкви, это чрезвычайно важные слова. Их следует произносить с расстановкой и с особенным придыханием. Ни в коем случае не произносить Титул Иисуса Христа вместе и, как бы имя и фамилию, на одром звуке. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор.12,3).
Исповедание Иисуса Господом означает, что у Общины только один Господь, Единый Единственный Господин. Нет на земле иного Властелина и Господа. Нет в принципе и быть не может. Древняя Церковь купила это исповедание Иисуса Господом дорогой ценой. Для древних мучеников это словосочетание было подлинной ценой крови. Они были ведомы на суд и убиваемы за то, что отказывались признать Императора, очередного мерзкого, но подчас и великолепного идола Господом. По таинственной аналогии с ними, Община сегодня призывается не устрашаться всех тех страхов и паник, что предрекаются миру лжепророками современности.
Господь Иисус, не ограниченный временем и пространством, но в Крестном Знамении являемый везде, в любой земле и стране. Сила сердца, разума и воли, и совести христианина направляется силой благодатного восприятия тайн в будущее. Ведь Крест Христов это не только и не столько прошлое, но именно будушее. Ведь в будущем эсхатологическом свершении соединятся две разделенные ныне в Истории две половины Креста: торжествующая и скорбная. Господь с Церковью не только в том тогдашнем историческом крестной явлении, но и в великом Богоявлении Второго Пришествия Христа. «И будет рыдать земля, каждое племя особо, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. Воззрят на Него, Которого пронзили» (Захария 12;12,10).
За скорбной стороной Пришествия следует славная. Господь Иисус уже показал в Откровении Новый Небесный Иерусалим, сходящий с Неба, посреди которого — Древа Креста — как древо «среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой для исцеления народов» (Апокалипсис 22;2).
В преддверии предстояния Кресту Господню в Воздвижении, Община привычно просит Господа никогда не отлучаться. Но этого недостаточно. Ибо и Павел и весь Новый Завет учит Общину просить Господа вернуться. Исповеданием Креста Христова умолять о том, чтобы, в Своем Возвращении, Господь сделал решительный шаг. Гряди, Господи Иисусе! (Апок. 22;20). Кто не любит Господа Иисуса, да будет проклят. Маранафа (1 Кор16,22)».
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski