Августин Соколовски, доктор богословия, священник
Сегодня память Апостола и Евангелиста Луки. В Символе Веры Церковь именуется Апостольской. Это значит, что особое внимание должно уделять памяти тех, кто передал нам Веру.
Апостолы-Евангелисты – Матфей, Марк, Лука, Иоанн - вошли в историю и память Церкви благодаря тому, что оставили после себя Евангелия. Церковь верит, что Евангелия – богодухновенны. Богодухновенность это прежде всего соответствие историчности. Тому, что подлинно говорил, и что в действительности совершал Господь Иисус.
Придерживаясь историчности, каждый из Евангелистов добавил свое, неповторимое, личностное. Евангелист Лука был писателем, историком и богословом. В его Евангелии есть удивительные подробности.
Во-первых, это объяснение тому, каким образом Господь, будучи именуем Иисусом из Назарета, согласно пророчествам о Нем, происходил из Вифлеема. Родители Господа действительно обитали в Назарете. Но в силу переписи, имевшей тогда место, направились в Вифлеем, потому что «Иосиф был из дома и рода Давидова» (Лк.2,4).
Это подчеркнутое упоминание об бывшей «при кесаре Августе переписи по всей земле» (Лк.2,1) свидетельствуют о том, что отныне Церковь и Вселенная будут противостоять друг другу на равных в сотрудничестве и в противоречии на все времена. В горе и в радости, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит нас. «Ибо придет день Господа, как вор в ночи; земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет.3,10).
Во-вторых, в повествовании Евангелия от Луки о суде над Господом Иисусом содержится очень важный, наполненный глубоким смыслом эпизод (Лук.23;1-12). Странное и двусмысленное повествование о том, как Пилат, не желая сам осудить Господа Иисуса, передал Его Ироду. Ирод же передал Его назад Пилату, поступив точно также. Привычное человеческое и, соединенное с ним, молчание политического могущества… Оно будет всегда сопровождать Церковь в истории. Когда в решающие моменты слово правды не будет сказано, а Господь будет примирять врагов, не благословляя их.
Два непримиримых врага – Пилат и Ирод – внезапно «стали друзьями», после того как они, один за другим, судили Христа. Евангелие никогда ни о чем не говорит случайно. Самим Своим молчаливым присутствием Господь Иисус примирил двух прежних врагов, но это примирение ни одному из них не послужило во благо. Господь примирил двух злодеев, при этом не сказав им ничего. Примирение и благословение от Господа, обернувшееся настоящим проклятием.
Празднование памяти Евангелиста Луки – это благодарность Церкви о написанном им Евангелии. Это, по сути своей, напоминание всей нашей христианской истории, напоминание о том, как в своем бытии мы часто оказывались неспособны различать духов и видеть знамения времен.
В апостольских посланиях Лука упоминается как «врач возлюбленный» (Кол. 4,14). Предание Восточной Церкви сохранило о Луке память, как об иконописце. Нечто глубоко иконописное и врачующее наши души сохранилось в его Евангелии. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и крови. Оно судит помышления и мысли сердечные. И все обнажено пред ним» (ср.Евр.4;12-13).