Августин Соколовски
25 августа Церковь чтит память святых мучеников Фотия и Аникиты. Святые пострадали за Христа около 305 года в правление Императора Диоклетиана (284–305). В церковной традиции они почитаются, как целители и чудотворцы. Согласно уставу, их имя призывается в молитвах об исцелении больных и даже в таинстве соборования. В этом – свидетельство их особенного почитания Древней Церковью.
По месту своего страдания Фотий и Аникита именуются Никомидийскими. Этот город в Вифинии, на месте современного турецкого Измита, примерно в 100 км от поселения Византии на берегу Босфора, где в 330 году Константин Великий основал Константинополь. При Диоклетиане и его преемниках Никомидия была столичным городом. Поскольку еще с апостольских времен христианство распространялось в городах, число пострадавших за Христа в Никомедии в тот период было весьма велико.
Согласно житию, Фотий и Аникита были родственниками. Аникита был дядей, а Фотий – его племянником. Как об этом говорит само его имя, в переводе с греческого означающее непобедимый, Аникита был римским офицером. Раньше на это мало обращали внимания, но современным исследователи с удивлением отмечают, что Христос был очень популярен в римской армии даже среди язычников. Тем более, он был горячо любим христианами.
Удивительно, что римские солдаты выбирали своим идеалом ни какого-либо полубога или всепобеждающего героя, но Великого Страдальца. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13). Эта ключевая для понимания сути Евангелия от Иоанна цитата сказана в обстоятельствах Тайной Вечери. Она указывает на добровольность страдания Господа. Предваряя свое распятие в тайнах Своих Тела и Крови, Иисус возвестил, что Он будет распят на Кресте не по причине неудачно сложившихся обстоятельств, но отдаст жизнь свою во спасение мира, который Бог возлюбил (Ин.3,16). Важно, что по убеждению римлян того времени, безвинно испытавший глубину страдания, особенным образом постигал истину. Так весть о Христе распространялась там, где этого менее всего можно было ожидать. Парафразируя слова Металлики, Иисус – Жнец Печали. Так парадоксально и неожиданно римское общество того времени поспело к жатве благовестия (Ин.4,35), в которой, в удивительном преемстве чудес, знамений, и, что важно, всесильного бессилия Бога Библии, мученики становились подлинными Апостолами Христа.
Согласно житию, проходя по городу, Аникита увидел, как на месте привычных аттракционов для развлечения народа по принципу «хлеба и зрелищ» возводились орудия для пыток. Узнав о предстоящем гонении на христиан, он высказал было свое возмущение, но был арестован и подвергнут разбирательствам и пыткам. Его племянник Фотий заступился за своего родственника. После отказа отречься от Христа и продолжительных мучений, святые были брошены в печь. Обстоятельства их страданий сопровождались землетрясением.
Когда гонения прекратились, мощи Фотия и Аникиты были обретены и перенесены в Константинополь, во имя святых был воздвигнута церковь. В ней множество больных получали исцеление. Святыня была местом совершения помазания освященным елеем.
Хотя Аникита был старше своего племянника, в месяцесловах, вопреки правилам, они упоминаются в обратном порядке. В этой малой подробности свидетельство о том, что в святости нет зависти (ср.Мк.10,37), а степени земной иерархии и старшинства в Царстве Отца Самим Христом упразднятся (ср.1 Кор.15,24).