Публикации

Проповедь об исцелении бесноватого отрока

Августин Соколовски

Сегодня Церковь празднует воскресный день, и, одновременно, находится в периоде попразднства Преображения Господня. Так, в эти преображенские дни мы учимся наполнять присутствием Божьим, исполняться сознанием торжества о Господе все дни жизни нашей. Чтобы Небесное Царство, которое грядет наступить в Силе и Славе, было для нас родным, близким и радостным, наполняло нас не ужасом человека, которого застали врасплох, как это, согласно Писанию, будет участью богоборцев и беззаконников, но подлинным блаженством в Духе Святом детей Божьих. Преображение, как это свойственно большинству двунадесятых праздников, образует собой священное восьмодневие, то есть, по образу блаженной во Христе вечности, празднуется восемь дней.

Чтобы осознать полноту смыслов Священного Преображения, то, как это событие описывается в евангельском тексте, Церковь призывает нас вдуматься в те строки, которые в Евангелии непосредственно следуют описанию Преображения Господа Иисуса на горе Фавор.

Сегодня, в Неделю X по Пятидесятнице, был прочитан один из сложных для понимания евангельских текстов. Он содержит слова, приводившие в недоумение не только ученых и богословов, но и самих Отцов и Учителей Церкви, то есть тех, кто знал Библию наизусть, ибо Писание было написано у них на скрижалях сердца (2 Кор.3,3). Они предлагали и допускали различные толкования. Так и должно было быть, потому что, согласно Апостолу, «Слово Божье живо и действенно» (Евр.4;12-13). Оно не может быть исчерпано и каждый день обращается к Церкви, этому странствующему в истории Обществу Верующих, чтобы вдохновлять, укреплять, исцелять и вразумлять нас во все дни жизни обращающегося к нему человека.

Итак, после Своего Преображения, Господь сходит с Горы Фавор. И навстречу ему выходит человек в бедствии. Сын его одержим демоном, «тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду» (15). Апостолы же не смогли ему помочь. «Я приводил к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (16). Услышав этот упрек, возмущение, этот крик отчаяния отчаявшегося отца ребенка, который продолжал тяжко бесноваться, Господь произнес удивительные слова: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (17).

Для понимания происходившего тогда и слов, сказанных Господом, важно помнить о том, что Библия – это великое собрание книг Ветхого и Нового Завета. Всякое событие Нового Завета не отделимо от библейской истории Ветхого.

Когда Господь Иисус преобразился на Горе Фавор, будучи с Апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, «явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (2). Трех своих избранных Апостолов Господь всегда брал с собой отдельно, в моменты великой Своей Славы, чудес, воскрешения мертвых, рассуждения о тайнах, или же, как это было в Саду Гефсимании, в моменты величайшей скорби. Пророки Моисей и Илия явились Иисусу, или, были лучше были с Ним на Горе Фавор, для указания на Его Мессианство. Он – не просто пророк, не только пророк пророков, но Царь Славы, Господь и Мессия, ожидаемый библейским иудейским народом.

Во исполнение слов Моисея во Второзаконии: «Пророка из среды тебя, народ мой, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, Его слушайте» (Втор.18,15). В подтверждение этих слов На Фаворе Моисей безмолвствовал. О Сыне Своем свидетельствовал Сам Бог: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте!» (Мф.17,5).

Итак, Господь преобразился на Горе Фавор и одновременно напомнил Апостолам о той славной и великой истории, центральной и ключевой, краеугольном камне человеческих слов о Боге, когда взошел на Гору Синай и получил от Бога Закон. Десять Заповедей были написаны перстом Божьим на скрижалях, чтобы быть переданы народу. Лицо Моисея сияло. Сияние лица Его было настолько сильным в великолепии от Бога, что Моисей был вынужден покрывать свое лицо. «И видели сыны Израилевы, что сияет лицо Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лицо свое, доколе не входил говорить с Богом» (Исх34,35). Моисей говорил с Богом, об Иисусе же свидетельствовал Сам Бог. Моисей покрывал свое лицо сам, Апостолов же осенило облако от Бога (5).

Воспроизводя и, как бы повторяя происшедшее с величайшим из пророков, Господь указывал на Свое Избрание, чтобы не было никакого сомнения у Апостолов. Рядом с Господом был Илия – величайший и самый почитаемый, любимый народом пророк. Он не познал смерти и взошел на Небо в колеснице огненной, чтобы вновь вернуться перед Вторым Пришествием Мессии. Апостолы помнили об этом и несомненно были потрясены столь великим откровением Славы Христовой! Все свидетельствовало о мессианстве, царстве, и, как это станет очевидным после Воскресении, о Божестве Христовом!

Господь преобразился на Горе Фавор и сошел к остававшимися у подножия Горы Апостолам. Петра, Иакова и Иоанна с ними не было. Апостольский Собор был подобием будущей Церкви Христовой, которая, таким образом, в момент ожидания Господа, была как бы разделена, не обладала полнотой, была не полной.

Господь сошел с Горы Фавор. И что же происходит? Случается, странным, неожиданным, непостижимым образом происходит то, что некогда произошло с Моисеем и его народом. Когда Моисей на Горе Синай получал Заповеди Закона, народ стал тяготиться ожиданием, время проходило и Моисея не было, народ сделал себя тельца и стал служить ему как богу. «Увидев, что Моисей медлит спускаться с горы, народ сделал себе из золота тельца литого, поставил перед ним жертвенник и приносил ему всесожжения и жертвы примирения», - повествуется в Книге Исход (ср. Исх.32;1,4).

Евангельская история воспроизводит, и, одновременно, по необходимости дополняет ветхозаветную историю. Получается, что Апостолы, в момент события Преображения, остававшиеся у подножия Фавора, не знавшие, что именно происходит, но, несомненно, осознавали, что совершается тайна. Они призваны были ожидать Господа. Ожидать Великого Странника, в тишине и покое, пребывать в субботнем неделании, великой праздности Народа Божия. Но подобно Древнему Израилю, они стали тяготиться ожиданием, приступили к исцелению … но не смогли сделать ничего. Привели в отчаяние отца бесноватого отрока, добавили ему неверия, вызвали на себя гнев Господа!

Самостоятельное желание поспешного чуда, дерзновенное стремление увидеть знамение в отделении от прочих Апостолов, невозможность получать от Бога то, что дается только тем, кто слушает глас «Возлюбленного Сына Божия» (ср.Мф.17,5).

Господь поступает подобно Моисею, или, лучше, Моисей поступил так, прообразуя собой Господа. Раб Божий Моисей разбил скрижали в гневе, Господь Моисея, Иисус, «кроткий и смиренный сердцем» (Мф.11,29), укорил Апостолов и немедленно исцелил страдавшего тяжким беснованием отрока! «Приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час» (Мф.17,18).

«Тогда ученики, приступив к Нему наедине, сказали: почему мы не могли изгнать беса? Иисус же сказал им: по неверию вашему» (Мф.17,19). Воспроизведение Ветхого Завета в Новозаветном Событии Преображения ныне требует своей дальнейшей актуализации этого в нашем современном времени. Дает Церкви, как Обществу Верующих, удивительный своей поучительной, и, одновременно, обличительной силой урок, как должно поступать здесь и сейчас верующим во Христа в истории и современности.

Нынешнее время – время разделения. Мир разделен в самом себе. Противостояние всех против всех становится беспредельным. Так, словно уже исполняются слова Господа: «Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына: и восстанут дети на родителей, и умертвят их; вы будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф.10,21). Ненавистная рознь мира сего объемлет Вселенную. Но самое непостижимое в своей безысходности – разделение учеников Христовых.

Прежде это разделение имело место в христианстве в целом, так, что начиная с 15–16 столетий в мире существовало три основных направления христианства: Православие, Католичество и Протестантство. Православие, в отличие от протестантизма, хранило свое единство и пребывало в истине, соборности и взаимном общении. Разделение не должно иметь места ни во Вселенской Церкви, ни среди православных христиан, ни в народе Божьем. Люди доброй воли обращают взоры свои в сторону христианства, но ученики Христовы не могут исцелить его (Мф.15,16)!

Мы молились о том, чтобы пандемия не наступила. Молились, чтобы она не пришла к нам. Просили Бога, чтобы она остановилась. Молитва эта, если и была тайным образом услышана, то не таким видимым и зримым образом, как это несомненно бы произошло, если бы наше единство зримым образом свидетельствовало о нашей вере. «По неверию вашему, - говорит Господь -, ибо истинно говорю вам, если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей – «перейди отсюда туда» - и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17;2).

Горчичное зерно, как символ крепости и единства, как своего рода атом растительного мира, который, в понимании боговдохновенной семантики библейского текста просто невозможно раздробить. Человек способен воздвигнуть неразрушимые пирамиды, разрушить и раздробить горы, но не может поколебать единства Православной Веры, ибо если, оно, силой благодати, созидается верующими, за него, силой знамений и чудес, поручается Сам Бог.