Публикации

АНТИПА ПЕРГАМСКИЙ

Августин Соколовски

Сегодня 24 апреля, в понедельник второй седмицы после Пасхи, Церковь празднует память священномученика Антипы Пергамского. Святой был учеником Иоанна Богослова и епископом Пергама.

Он пострадал за Христа в правление римского императора Домициана (81–96) в Пергаме. Руины этого древнего города, одного из экономических центров того времени, находятся на западе Малой Азии, примерно в 30 километрах от Эгейского Моря.

Согласно житию, Антипа был живым замурован в раскаленного бронзового быка. Телец был символом преклонения перед богатством и знаком богоборчества (ср.Исх.32,1) в Библии и во многих народах. Святой пострадал за Христа в весьма преклонном возрасте. Почитание его в Древней Церкви, как на Востоке, так и на Западе, было весьма велико.

В подвиге своих мучеников Церковь чтила не страдание как таковое, но готовность, силой благодати, быть верным вере Христовой даже до смерти. Тем самым выступить свидетелем ее истинности. По слову Послания в Евреям: «Завет вступает в силу со смертью» (Евр.9,16). Вера Христова» это - не только вера во Христа, но, прежде всего, «Вера Христова» - как принадлежащий Ему Единому Дар, который Он дает Церкви и тем, кто приобщен к ней в Крещении посредством слова (ср.Иак.1,18). Вера Христова – Новый Завет человека и Бога.

Антипа – единственный святой, которого в Новом Завете по имени называет Сам Господь. В Послании Пергамской Церкви в Апокалипсисе Иисус говорит: «Там, где живет сатана, умерщвлён свидетель Мой Антипа» (Апок.2,13). «Там, где живет сатана …». Примечательно, что Язычники Пергама использовали тельца в ритуалах экзорцизма для изгнания злых духов!

В Откровении Господь не только упоминает Антипу с похвалой, но и именует его «свидетелем», то есть, дословно, мучеником. Тем самым Он уподобляет святого Себе Самому, указывает на особенную, существующую между Ним и святыми, родственность, братство и родство. Ведь в другом месте Апокалипсиса именуется «мучеником» - свидетелем верным и истинным - Сам Господь (3,14).

Древняя Церковь не знала формального процесса канонизации святых. При этом христиане совершали литургию на гробницах мучеников, а символ веры Святых Апостолов одновременно, и, главное, в форме перечисления, провозглашал веру в Общение Святых, Церковь и Духа Святого.

Слова Господа об Антипе в Апокалипсисе – свидетельство подлинной канонизации святого в Самом Писании. Ибо Святых Своих Духом Святым во Христе Иисусе прославляет Сам Бог.