Августин Соколовски
Сегодня в четвертый день зимы, когда первая седмица Рождественского Поста стремится к своему завершению, Церковь празднует Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Это событие воспоминает день, когда Отроковица Мария была впервые приведена в Дом Господень. Говоря современным языком, это было первое посещение младенцем Марией Храма Божия в Иерусалиме. Посещение, ставшее Посвящением. Ведь, согласно Преданию, тогда Пресвятая была посвящена Богу.
Древняя Традиция Церкви именует Рождественский Пост «Адвентом», то есть, по сути, называет его «Временем Пришествия». Господь становится ближе изо дня в день, приближается, чтобы в День Рождества быть с миром и с Церковью. Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы – первый этап этого приближения, отражаемый в богослужебных текстах.
У предрождественского периода – два лица: скорбное и радостное. И если постное выражение этого времени начинается ровно за сорок дней до самого Праздника Рождества в традиции поста, то радостное, праздничное ожидание Рождества получает свое изначальное раскрытие в Торжестве Введения.
Воспроизводя в памяти то, что имело место более, чем две тысячи лет назад в событии Рождения Иисуса из Назарета, и том, что ему предшествовало, мы вовсе не совершаем некую мистерию. Не пытаемся воспроизвести то, что однажды, раз и навсегда, имело место в истории. Нет. «Прошлого нет, настоящего уже нет, будущего еще нет; оно непременно будет, но только у Бога», - как некогда писал в своем «Исповедании», ошибочно называемом «Исповедью», величайший Отец Церкви Августин. Богослужение – не повторение.
Важно, что само имя Бога «Яхве» дословно можно передать не только, как «Сущий», как это свойственно традиции, но и как «Я буду быть». Бог – единственное живое существо, или, лучше, бытие, могущее с достоверностью сказать о том, что оно будет. Заявлять о себе в будущем не вправе ни один человек (ср.Иак.4,15). К этому безоговорочному бытию Бога всегда стремиться приникнуть каждый живущий человек. А в заупокойных молитвах Церкви живые просят для своих мёртвых дара прильнуть к этой Жизни Бога. Бог Живой, Бог умеет животворить, Бог – будущее человека.
Подобно предрождественскому периоду, сам Праздник Введения имеет в себе две стороны: радостную и скорбную. Радостная сторона Праздника – приближение Рождества. Одновременно, Праздник Введения – это путешествие во времени. Перемещение в истории. Погружение в особый мир древней славной Церкви Нового Рима - Константинополя.
Тогда, когда политическая столица христианского мира, столица Восточной Римской Империи, Город Городов, сердцем своим имел Храм Святой Софии, чудо архитектуры, Храм, о котором воздвигший его Император Юстиниан (482–565) воскликнул: «Я победил тебя, Соломон!».
Вокруг Собора Святой Софии выстраивалось православное богослужение. Оттуда оно распространялось как эталон для всей Империи, а значит Вселенной. Константинопольские Цари видели себя преемниками Царей Иудейских. Именно тогда были написаны чинопоследования, введены в употребление богослужебные тексты в честь ветхозаветных праведников, великих и малых пророков.
Текст Праздника Введения – плоть от плоти этого византийского мировоззрения. Это литургическая экскурсия во Второй Рим. Восприятие вещей священных было этим обусловлено. Византийцы, или, как они сами себя называли, ромеи, то есть римляне, видели себя продолжателями Великого Библейского Дела: Храма, Завета, Священной Истории.
Славная Церковь, прекраснейшее на Земле богослужение, Храм, в котором, во Святом Святых живет Сам Бог.
Введение Отроковицы Марии во святилище – что может быть правильнее и праведнее, вернее и прекраснее!
Но если вдруг забыть о Восточной Римской Империи, то приоткроется другая сторона той же самой истории. Раскроется самое важное – домостроительное значение Праздника. Имеющее отношение к божественной экономике спасения, которого у этого, единственного в данном отношении среди Богородичных Торжеств, как бы вовсе нет.
Важно осознавать, что на земле, в Ветхом Завете – а, по сути, во всей человеческой истории – существовал только один признанный Богом Храм. Это был Храм в Иерусалиме. Единый единственный храм в Истории. Этот храм был неприкосновенен и свят. Святое Святых было в нем. Синагоги же были просто местом собрания, такими же местами собрания впоследствии стали церкви.
Мария Богородица вводится в единственный на Земле Храм Бога. То есть, попросту, по сути, впервые приходит. Но для Храма это означало окончание. Упразднение. Завершение его Истории. Вскоре на Земле больше не будет Храма. Никогда в человеческой Истории. Не будет его и после. Мир же стремится к завершению, история целиком стала Адвентом, топосом жажды Второго Пришествия Христа.
«И я увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец», - говорится в Апокалипсисе (Апок.1;2-22). Введение дышит будущим, становится образом Вещей Последних.
Введение во Храм и Введение и Храм. Введение во Храм Богородицы как завершение. Введение как прощание. Введение как упразднение. Наконец Введение как начало Возращения подлинного Храма, который есть Сам Бог и Его Агнец.