Публикации

Собор Всех Русских Святых

Великое и таинственное видение из книги Откровения Иоанна Богослова отображает Церковь Христову в виде жены, облеченной в солнце. А рожденный от нее младенец, по мысли древних толкователей, это мы с вами, заботой Церкви рожденные в купели крещения христиане.

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю». (Апокалипсис 12,1–4).

Это и все те Церкви, которые силой Господа рождались проповедью в Истории. Сегодня, торжествуя в честь всех Святых Церкви Русской, мы обязаны вспомнить те великие Церкви, которые некогда процветали в истории, но которых больше с нами нет.

Церкви, ныне и во веки веков, во святых своих пребывающие пред Богом. Церкви, молитвами которых, несомненно, жива Русская Церковь, продолжающая свое странствование в Истории. Церковь, выражаясь словами Игнатия Богоносца по Послании к Римлянам, «помилованная величием Всевышнего Отца и Единого Сына Его Иисуса Христа».

Это великая Карфагенская Церковь. Церковь, давшая миру несравненное, потрясающее, великое, стройное богословие. Подарившая нам славного непреклонного апологета Тертуллиана (160-240); стойкого мученика епископа Киприана (200-258); написавшего более всех Отцов Церкви святителя Августина (354-430); борца с арианством вандальских королей Фульгенция Руспийского (462-533); богослова и епископа Факунда Гермианского (570), который в своей полемике против вмешательства власти в дела Церкви не убоялся самого Императора Юстиниана (482-565). Без карфагенского богословия наша христианская Европа была бы совершенно, неузнаваемо другой. Карфагенская Церковь … погибла под ударами арабских завоевателей после 698 года.

Это Христианская Каппадокия. Эта огромная прежде христианская страна - по сути, восточная половина Малой Азии и целый континент, церковная митрополия с центром в Кесарии - дала миру Георгия Победоносца (284–305) и Равноапостольную Нину (280-335). Здесь родились и творили Великие Каппадокийцы – Василий Великий (330–379), Григорий Богослов (329–390), Григорий Нисский (335–394), и Амфилохий Иконийский (340-304).

В 1071 году, после битвы при Манцикерте, Константинопольская Империя навсегда утратила эти территории. В наши дни о христианстве здесь напоминают древние фрески в пещерах. Их выколотые ослепшие глаза – взгляд в славное живое прошлое Каппадокийской Церкви.

«Недостанет нам времени» (ср.Евр.11,32), чтобы и сказать и о Сирийской Церкви Востока, епархии которой простирались до самого Китая … Великим сыном этой Церкви был преподобный Исаак Сирин (640–700). Он родился на территории современного Катара и был Епископом Ниневии. По свидетельству дошедших до нас писаний, сердце его милосердовало даже о демонах, и он полностью ослеп от обильного плача. Именно Исаака цитирует старец Зосима в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Величие Ассирийской Церкви было обрушено нашествием Тамерлана (1336–1405) …

Это великий город Антиохия. Апостольская столица, основанная апостолами Петром и Павлам епископская кафедра, место, где ученики Господа Иисуса впервые стали называться христианами (Деян.11,26). Антиохия дала миру знаменитую богословскую школу; подарила Церкви великого экзегета Феодора Мопсуестийского (350–428), Феодорита Кирского (393–460) и … епископа Нового Рима Иоанна Златоуста (347-407).

Антиохийское монашество прославило Церковь подвигом столпничества. Антиохийское богословие много способствовало раскрытию понимания христологической тайны, помогло миру осознать полноту человечества Христова, без чего Восточное Православие было бы иным.

Антиохийская Церковь — это и память Мелетия Антиохийского (+381). Наверное, среди великих Отцов Церкви того славного времени, называемого Золотым Веком Святоотеческой Письменности, нет ни одного, чья память в наши дни была бы столь парадоксально и незаслуженно забыта.

Святитель, епископ, пастырь и исповедник, проповедник и богослов, Мелетий был подлинно велик пред Богом. Cильный делом и словом, в глазах своих православных современников он был подобен библейским пророкам.

Мелетий происходил из Армении. Скорее всего, он не был греком. Его христианство -сирийское. Библейское, а не философское по своему характеру, оно было близко чудотворцу Иакову Низибийскому (+338), и преподобному поэту Ефрему Сирину (306–373).

Антиохия на все времена - Апостольская Столица. Тогда же Церковь Антиохии была бесспорно главной и первенствующей на всем Востоке. От нее зависели не только Сирия, Месопотамия, Палестина и Иерусалим, но и Каппадокия и вся Малая Азия. Антиохийский епископ был подлинным Патриархом Востока.

Мелетий был епископом Антиохии на протяжении двадцати лет. Значительную часть этого времени он пробыл в ссылках. Периоды изгнания были различной продолжительности. Но все это время большинство антиохийской паствы пребыло со своим епископом, собиралось вместе в отдельном соборе на богослужение, помнило и ждало его возвращения.

За это время Мелетий, по сути, создал свою богословскую школу. От нее нам осталась поздняя редакция Посланий Игнатия Богоносца, а также замечательный и значительный сборник под названием «Апостольских Постановлений», в которых, помимо прочего, находятся «Апостольские Правила».

Именно благодаря Мелетию Василий Великий был рукоположен по епископа Кесарийского; из окрестностей Антиохии Григорий Богослов был им послан на проповедь Православия в захваченный арианами Константинополь; при нем был принят в клир, рукоположен и начал свою проповедь Иоанн Златоуст. В итоге именно авторитет Мелетия сплотил вокруг себя весь Православный Восток в согласии с Никейским Православием. Плодом этой деятельности Великого Патриарха стал Второй Вселенский Собор в 381 году. В наследие от Антиохийской Церкви, благодаря Иоанну Златоусту, Православию была дарована хранимая под именем этого великого епископа Нового Рима Литургия.

В мае 381 был созван Второй Вселенский Собор. Мелетий председательствовал на нем. Тогда ход Собора был мирным. Но старец внезапно скончался во время заседаний. Тогда из Константинополя мощи Мелетия были перенесены в Антиохию через многие города, где их всегда встречали торжественно. До этого подобное не дозволялось. Ведь в языческом Риме мир мертвых был отделен от мира живых. Так великий Мелетий стал знамением Ожидания Воскресения Мертвых, которым христианство победило мир.

Тело епископа было положено рядом с мощами прославленного мученика Вавилы Антиохийского (+251). Для Церкви того времени это означало, что Мелетий не умер, но жив. Последующие века назовут это канонизацией.

В 526 году Антиохия была разрушена землетрясением. В 529 году Юстиниан I отстроил город заново, и в суеверном порыве переименовал его в Град Божий Феополь. Но это не помогло. После арабского завоевания в 637 году великая первохристианская столица постепенно уходила в историческую тень.

Многие и многие дивные, великие города христианских апостольских кафедр, целые Церкви, их столицы или их части, ушедшие в небытие. Но подобно таинственной Жене Апокалипсиса, и ее Чаду, Господь, через проповедь Евангелия и благой помысел своего предопределения о спасении народов в сердцах Равноапостольных Правителей, воздвигал новые Церкви. Сохранял преемство веры и апостольского предания. Таким удивительным чадом Господа стала и Русская Церковь.

Возникнув на рубеже тысячелетий, Русская Церковь стала поздним, а потому необыкновенным, ребенком. Он как бы пошла по обратному, противоположному другим, прежде бывшим Древним Церквям пути, от благоденствия к жесточайшим гонениям. «Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога» (Апок.12;5-6).

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski