Публикации

Святой Бенедикт Нурсийский

Августин Соколовски

В предпоследнюю субботу накануне Великого Поста Церковь чтит память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Это соборное празднование в честь всех святых, приобщившихся святости в монашестве, постепенно раскрывается во дни Святой Четыредесятницы. Ведь именно во время первых сорока дней Великого Поста, согласно месяцеслову, празднуется память многих великих преподобных.

Так 27 марта Церковь вспоминает святого Бенедикта Нурсийского (480–547). В этот день он отошел ко Господу. Или, как об этом повествует его житие, «взошел на небеса».

Святой Бенедикт был подлинным пророком своего времени. Европа тогда страдала от переселения народов, варварские племена и правители сменяли друг друга. Многие из них были еретиками, то есть придерживались ложного понимания Православной Веры, или же, в православном понимании, вовсе не обладали никакой. Бенедикт противостоял им безупречностью своих дел, знаменьями и чудесами, которые были следствием его избрания благодатью и знаком дерзновения пред Богом. Значение Бенедикта, как основателя западного православного монашества настолько велико, что предание именует его «Отцом Европы».

Сведения о житии Бенедикта дошли до нас благодаря святому римскому епископу Григорию Великому (540–604). В памяти Православной Церкви Григорий почитается под именем «Двоеслова». Двоесловие – это дословный перевод названия главного произведения святого: «Диалогов, или собеседования о жизни италийских отцов». Именно в этом своем труде Григорий сохранил для Церкви повествование о жизни и подвигах святого Бенедикта.

Главным детищем святого Бенедикта стал основанный им монастырь в италийском селении Монтекассино, и конечно же монашеский устав, по правилам которого существует, выражаясь словами песнопений, «монахов множество». Со временем на основании устава святого Бенедикта сложился одноименный Орден, то есть сообщество общин и монастырей, живущих по одинаковому уставу, объединенных, в случае бенедиктинцев, правилом постоянного сочетания молитвы и труда.

Службы «великопостным святым», назовем их так, весьма немногословны. Как если бы то смирение, каковым по мысли монашеских уставов, должна быть облечена душа монаха, выражало себя в краткости молитвословий. Одновременно, сама эта краткость – свидетельство о том, что дела святых всегда сильнее слов им посвященных.

Святые жили в чрезвычайно сложное время, которое многим казалось последним. Они жили за полтора тысячелетия до нас. Их пример – преодолевать отчаяние и благодарить Бога. Ибо если бы те давние времена оказались действительно последними, то мы бы с вами не родились.