Антоний Печерский именуется первоначальником монашеского жития в Киевской Руси. Существует несколько версий жития Антония. Каждая из них самодостаточна и, в каких то своих подробностях, противоречит остальным. Согласно одной из редакций Жития, вскоре после основания им монашеской общины в киевских пещерах на берегу Днепра, он удалился в уединение, где, с перерывами, пребывал до конца своих дней.
Одна из латинских средневековых максим в русском переводе звучит так: «Он жил, как имеющий умереть, чтобы умерев, ожить». Согласно житию, когда Антонию явилась Божия Матерь и предсказала скорую кончину, единственным его желанием, которое он в молитве обратил к Богородице, было, чтобы мощи его были навсегда сокрыты. Подобно тому, как и при жизни, он всегда уклонялся от людей… Антоний просил Бога о забвении по смерти.
Одна из книг Милана Кундеры называется «Нарушенные Завещания». По сути, и Кундера со свойственной ему прозорливостью вскрывает эту закономерность, наша личная биография, также как и коллективная биография человечества, именуемая историей, состоит из … нарушенных завещаний. Из пренебрежения к просьбам тех людей, которых больше с нами нет.
Когда Антоний просил Бога о своем теле, он был искренен. Зная об этом завещании Антония, братья Печерского Монастыря, тем не менее, попыталась обрести его мощи. По преданию, их остановил только огонь и потоки воды, попеременно вырывавшиеся из того места, где когда-то над телом Антония земля сомкнула свои уста.
Мы постоянно хотим, чтобы нас было больше. Чтобы нас слышали, чтобы нас видели, чтобы о нас помнили, чтобы не забывали, чтобы – парафразируя знаменитую песню Тиля Линдеманна - «нас ели, нас пили и нами дышали». На этой навязчивости себя другим строится современность. Будучи плоть от плоти этого мира, мы также стараемся навязать свое присутствие другим.
Благодать Ненавязчивости, которой так не хватает современности, не хватает нам, и не хватает Церкви, удивительным, релевантным и столь поучительным образом была явлена в жизни Преподобного Антония. Явлена, по образу Того, Кто, по слову библейского свидетельства, «проходит в веянии тихого ветра» (3 Цар.19, 12). Того, Кто «пройдя посреди их, скрылся» (Ин.8,59). Своим примером Антоний учит нас уклоняться от себя самих. Ибо это приближает к нам Бога.
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski