Августин Соколовски
Сегодня Церковь празднует память преподобного Илариона Великого.
Среди бесчисленного множества святых лишь немногие вошли в память Церкви с именем «Великий».
Таковы Отцы Церкви, епископы, мыслители и богословы: Дионисий и Афанасий Александрийские Василий Кесарийский на Востоке, Лев и Григорий Римские на Западе. Первым среди Отцов Церкаи удостоился такого эпитета епископ Александрии Дионисий (+265).
Таковы пустынники, монашествующие, основатели великих аскетических традиций: Антоний, Феодосий, Пахомий, Пимен, Варсанофий, Арсений, Пимен, Онуфрий и празднуемый ныне Иларион.
Жизнеописанием Илариона Великого (291–371) мы обязаны преподобному Иерониму Стридонскому. Именно он, аскет, богослов и переводчик, сохранил для последующих поколений драгоценные сведения о жизни первоначальника газского палестинского монашества.
В этом Иероним последовал примеру Афанасия Александрийского, который около 360 года написал житие Великого Антония (251–356). Афанасий, имя которого дословно переводится как ‚бессмертный’, сохранил свящённую память Антония для всех последующих веков. Иероним же явил миру путь Илариона, имя которого означает ‘радостный’. К слову, этот же эпитет дословно присутствует в греческом оригинале песнопения ‘Свете Тихий. Дословно: ‘Радостный Свет’.
Иларион Великий родился недалеко от Газы в семье язычников, которые отправили его учиться в Александрию. Там он обратился в христианство, сблизился с монахами и около 307 года два месяца пребывал у Антония.
В возрасте 15 лет Иларион вернулся в Палестину. Родители его к тому времени уже умерли, и Иларион, раздав имение бедным, стал жить отшельником, в молитве и покаянии преодолевая жесточайшие, даже физические нападения демонов.
Около 329 года вокруг Илариона начал формироваться круг учеников, положивший начало первому палестинскому монастырю в истории. Исцеления и изгнания демонов, которые совершал Иларион, привлекали к нему толпы почитателей и паломников. И он… бежал.
Поначалу спасался отшельничеством, но, затем, не находя покоя, начал попросту странствовать, переходя из страны в страну: Египет, Ливия, Сицилия, Далмация, и, наконец, Кипр, где он и отошел ко Господу в 371 году.
Так обращение, аскеза, учительство, основание монастыря, чудотворение по образу библейских пророков, почитание, и, наконец, бегство и странничество стали Путем Великого Илариона из Палестины в исполненный светом радости святых Небесный Иерусалим.