1 января 533 года – день памяти Святителя Фульгенция Руспийского.
Фульгенций был одним из замечательных представителей Карфагенской Церкви. Блестящей, неповторимой, юной и сильной, интеллектуально богатой, но, при этом, доступной всем каждому народной Церкви, которая была богата подвигами мучеников, деяниями великих церковных соборов, трудами учителей и богословов. IV-V-VI века именуются в истории Церкви Золотым Веком Святоотеческой Письменности.
Карфагенская Церковь дала миру Латинское Богословие с большой буквы, породила великих учителей Тертуллиана (+220), Киприана (+258), Августина (+430), Факунда Гермианского (+570), и ... Максима Исповедника (+662).
Именно здесь, в Карфагене, родилась великая аксиома: «Вне Церкви нет спасения!». Именно в Карфагене родилось учение о предопределении. Именно в Карфагене Максим Исповедник предложил миру учение о двух волях во Христе Иисусе: божественной и человеческой, пребывающих неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.
Далеко не все Отцы Церкви были внесены в общецерковный месяцеслов для литургического празднования и торжественного моления. Это связано как проблемами коммуникации и церковного общения, так и с тем, что Церкви предпочитали собственных святых и близких по времени современников. Так, известнейший исследователь древних месяцесловов, архиепископ Сергий Спасский пишет, что уже в VI веке переписчики богослужебных книг вычеркивали из списков почитаемых святых тех древних мучеников, чтобы были неизвестны в Константинополе.
Хотя имя Фульгенция не входит в наши современные месяцесловы, этот великий богослов и архипастырь несомненно является одним из древних православных Святых Отцов, апологетом, учителем духовной жизни, борцом с ересью арианства.
Фульгенций родился в 468 году. С 508 года, то есть на протяжении 25 лет, он был епископом города Руспы на территории современного Туниса, в Древней Карфагенской Церкви. Церкви, которая дала миру Великое Богословие, породила учителей Церкви: Тертуллиана, Киприана и Августина. Здесь же, в Карфагене, с 640 года пребывал и учил христологическому догмату Максим Исповедник.
Святитель Фульгенций был монахом, аскетом, пастырем, епископом, исповедником. На протяжении десятилетий он противостоял еретическому господству вандальских королей. Будучи неоднократно в ссылке и подвергаясь гонениям, Фульгенций остался непреклонен. Фульгенций многое написал, но не все из написанного им сохранилось.
Он был епископом переломного времени, когда Карфаген, как казалось, начинал возрождаться, освобождаясь от вандальского господства, и в итоге перешел в руки православных византийских императоров. Во времена Фульгенция в Карфагенской Церкви было более 400 православных епископов.
Традиция именует Фульгенция «малым Августином». В своем богословии он повторил основные линии богословия святителя Августина Иппонского, но адаптировал его для своего времени, лишенного интеллектуальных ресурсов предыдущего столетия.
Эпоха Фульгенция знаменует собой заключительную страницу истории Великой Карфагенской Церкви. Спустя столетие после его кончины началось арабское завоевание Северной Африки. В 698 году сорокатысячное войско арабов во главе с Хасаном ибн-Нуманом захватило и полностью разрушило Карфаген.
Фульгенций стал последней, завершающей страницей великой истории Великой Церкви. Карфагенской Церкви, давшей миру невероятное, головокружительное, потрясающее богословие, во многом, если не во всем, породившее Запад. Память Фульгенция празднуется в глубоко символичный для нас день – 1 января. Завершение года, периода, времени. Воспоминание о тех, кто навсегда остался в минувшем.
В одной из своих проповедей, Августин, восхищаясь церковными постройками своего времени, говорит о том, что может наступить время, когда они более никому не понадобятся. Малый Августин, Фульгенций Руспийский, а значит тоже, в каком-то, пусть и совершенно относительном смысле, подобно Августину, Отец Христианского Запада, есть напоминание о том, что Церкви могут рождаться, могут увеличиваться и процветать. Они же могут исчезать и умирать. Навсегда.
Закончим словами Августин: «Мертвые не умерли. Их просто больше не видно. И они смотрят в наши скорбные глаза глазами, полными света». Великие карфагенские Отцы. Глаза Церкви, полные света ….
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski