Публикации

Обретение мощей святого Первомученика Стефана

Августин Соколовски, доктор богословия, священник

28 сентября, на другой день Праздника Воздвижения, Церковь чтит память обретение мощей святого Первомученика Стефана в 415 году в Иерусалим. В отличие от других двунадесятых праздников, вслед за которыми обычно торжествуется собор, то есть память наиболее причастных основному событию святых, Воздвижение не знает такой традиции. Тем самым, память Стефана на другой день после Воздвижения, становится особенно весомой и символичной. Ведь Стефан был первым мучеником за Христа. Забитый камнями даже до смерти, он в подлинном библейском смысле сделался, мужем скорбей, жнецом печали, человеком Пророком Воздвижения, Человеком Креста.

По свидетельству Деяний, Стефан совершал знамения и чудеса, благовествовал и проповедовал. Силе его слов не могли противостать вызывавшие его на спор. При помощи народа, старейшин и книжников, Стефан был схвачен и приведен на суд в Синедрион. На суде Стефана обвиняли ложные свидетели, вменяя ему хульные слова на место сие, то есть Храм и Иерусалим, и Закон, и на Бога. Очевидно, что описание происшедшего со Стефаном воспроизводит последовательность суда и обвинения на Господом Иисусом Христом. Сама последовательность изложения параллельна тому изложению крестных событий, как они приводятся в евангельских повествованиях. И вот здесь очень важно сказанное далее: «И все, сидящие в Синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела» (6,15).

 

Что же такое «Лице Ангела»? Толкователи, экзегеты пытались понять это по-разному. Так, Феофилакт Болгарский говорил об «особой приятности вида проповедника»; писатели и аскеты – о следах благодати и особом духовном свете, исходившем от Стефана, который был опытен в добродетелях. Кто-то говорил о нетварном свете, и о многом-многом другом. Многие и многие толкования, каждое из которых преследовало цель назидания общины в нравственном, аскетическом и пастырском ключе.

 

Для нас важно, что в свете непосредственной теологической логики, Лице Ангела – это Лицо Ангела Великого Совета – Мессии, Отрока Божия, Господа Иисуса Христа. «И наречется имя его Великого Совета Ангел», - как говорится в греческом переводе текста Исайи (Ис.9,5). Для предстоявших Стефану на судилище казалось очевидным, что «Иисус – мертв. Он был распят, убит на кресте, место погребения его известно, а тело было украдено ближайшим кругом учеников». Именно поэтому – за якобы ложное свидетельство об имевших место событиях – был ими предан, пойман, судим и Стефан. И вот здесь, в самый момент кульминации судебного действа над Стефаном и, в его лице, суде над всей Христианской Общиной, члены Синедриона, смотря на Стефана, видят … Иисуса Христа. «И все, сидящие в Синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела» (6,15).

 

Стефан же предлагает им изложение всей библейской истории, начиная от Авраама (7,2), продолжая Моисеем (7,20), Давидом (7,46), и завершая … Соломоном «который построил Ему дом» (7,47). Там, где священная библейская история, по мысли слушателей – судей Стефана, должна была найти свое совершение - в Храме, культе, Законе, богослужении – Стефан, а по сути, Сам Живой и Присутствующий Иисус, произносит Суд: «Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» (7,47–49).

 

Там, где Синедрион ждал одобрения, похвалы и утверждения, Иисус, Живой и Присутствующий, устами Стефана провозгласил упразднение, деконструкцию, опустошение и завершение, занавес, апофеоз религиозного. Стефан как бы говорил устами пророка Даниила: «Ты взвешен на весах и найден очень легким. Мене, текел, фарес, упарсин» (ср.Дан.5,27.25). Господь Иисус, устами Стефана, провозгласил свой вердикт. «Завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и камни ресселись» (Мф.27,51). 

«Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян.7,58-60). Стефана побивали камнями. Он восходил на Небо. Но молитва его оставляла Церкви Павла. Того, кто, убивая Стефана, побивая его камнями, спешил соделаться камнем веры. Ибо увидел Лик Великого Страдальца. Ангела Великого Совета, Жнеца Печали, Господа нашего Иисуса Христа.