Публикации

Пророк Ахиля Силомлянин

Августин Соколовски, доктор богословия, священник

Сегодня Церковь чтит память пророка Божия Ахии. Пророческие воспоминания ветхозаветных праведников в нашем богослужении весьма редки. Великие библейские святые оказываются забыты. Но они чрезвычайно важны для нас, поскольку напоминают о преемстве Заветов и непогрешимо, точно и трагически бесповоротно указывают Церкви, как Народу Божию, и миру, как Месту Спасения, их место в Истории. 

Для понимания пророков важно осознавать, что Бог Библии – живой, любящий, сокрушающийся о наших грехах, скорбящий и радующийся. У Бога есть уши, есть руки и ноги, у Него есть глаза. В Библии Бог даже может … спать. Или, как это говорится в псалмах: «Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином» (Псалом 77, 65). Бог Побежденный Вином! Или как об этом говорится в записанном философом Блезом Паскалем (1623–1662) в Рождественский Период 1654 года «Мемориале»: «Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, но не Бог философов и ученых. Уверенность. Чувство. Радость. Мир. Бог Иисуса Христа».

Пророк Ахия жил в X веке до Рождества Христова, во времена Соломона, когда Царство Народа Божия достигло своего могущества и апогея, а также во времена, когда Царство это разделилось надвое, и на месте его возникли Царства Иудеи и Израиля. Иудея поклонялась Единому Богу, а Израиль, чтобы узаконить отделение, выбрал поклонение тельцам. 

Прозорливец и человек Божий, как называет подлинных пророков Библия, пребывал в городе Силоме, а потому именуется «Ахией Силомлянином». Само имя «Ахия» означает «Яхве - мой божественный брат». 

Ахия – не письменный пророк, он не оставил после себя Писаний. Но именно ему было дано от Бога провозвестить два ключевых события библейской истории: 1. Разделение Царства, после кончины Соломона, на Иудею и Израиль; 2. Гибель первой израильской династии Иеровоама, вначале избранной, чтобы продолжать благочестие Давидова Дома, но затем проклятой Богом. 

Провозвестник разделения и гибели, Ахия был поистине апокалиптическим пророком. Ахия дважды предстает страницах Библии. И каждый раз его появление пророчески неожиданно и ново. 

В 11-й главе 3 Книги Царств Ахия полон сил, он облачен в новые одежды, молод. «В то время случилось Иеровоаму выйти из Иерусалима; и встретил его на дороге пророк Ахия Силомлянин, и на нем была новая одежда. На поле их было только двое (3 Цар.11,29). 

Ахия разорвал свою одежду на двенадцать частей, десять из которых отдал Иеровоаму – рабу Соломона. Так он предсказал разделение Народа Божия на Два Царства, Южное и Северное, когда большинство колен, десять из двенадцати отошли к последнему. «За то, что оставили Меня и стали поклоняться Астарте, божеству Сидонскому, и не пошли путями Моими, подобно Давиду, отцу его» (3 Цар.11,33). 

Это потрясающее по своему драматизму предсказание первоначально содержало в себе обетование. В случае послушания Иеровоама Богу, его ждало избрание: «Тебя я избираю, и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь Царем над Израилем, если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе, как делал раб мой Давид» (3Цар.11;37-38). В библейском тексте обетование подробно и занимает ровно десять стихов (3 Цар.11,29-39).

В 14-й главе 3 Книги Царств пророк Ахия появляется вновь. «Он уже не мог видеть, ибо глаза его сделались неподвижны от старости» (3 Цар.14,4). Авия, сын Иеровоама, был сильно болен, и Царь подослал свою жену тайком переодевшись, чтобы та, воспользовавшись слепотой пророка, выведала у него свою судьбу. 

«Но сказал Господь Ахии: вот идет жена Иеровоама спросить тебя о сыне своем. Он болен. Она придет переодетая» (3 Цар.14,4). Прежнее благословение обернулось отвержением. Пророк провозгласил неминуемую смерть царского сына и грядущую гибель всего его рода: «Ты поступал хуже всех прежде тебя, и сделал себе иных богов, чтобы раздражить Меня, Меня же отбросил назад. Я наведу беды на дом Иеровоама, и кто умрет на поле, того склюют птицы небесные; а кто умрет у Иеровоама в городе, того съедят псы (3 Цар.14;9,10). Для осмысления всего переворота в судьбах народа Божия Духу Святому в Библии было достаточно восемнадцати строк (3 Цар.14;1-18).

Произошедшее при сыне Соломона Ровоаме разделение, и слова о нем пророков, чрезвычайно важно. Это случилось по повелению Бога в наказание, предсказано пророком и необратимо совершилось в истории. Единство Царства было потеряно навсегда. А десять колен были впоследствии уведены в Ассирийский Плен и также навсегда потеряны. Правда же Божия, высказанная пророком Ахией заключается в том, что разделение также может быть от Бога. Разделение в истории, в политике, в семье, в жизни, в биографии и любви. Человек Божий Ахия возвестил, что там, где разделение проведено Самим Богом, человек не сможет единство вернуть. Бог Прощения – это и Бог Отмщения. Бог Библии умеет обрушать. 

Цари Иудеи предпринимали неоднократные попытки силой вернуть единство, которое было прежде потеряно. Но как об этом сказано в тех же главах Библии: «Не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми, ибо от Меня это было» (ср. 3 Цар.12,24; 2 Пар.11,4;). Что Бог разделил, человек да не соединяет.