Публикации

Преподобный Серафим Саровский

Накануне Община праздновала Обрезание Господне. Этот праздник обозначает восьмой день по Рождестве Спасителя, когда младенцем Он был обрезан в соответствии с библейским законом. Господу было наречено человеческое имя «Иисус». Событие наречения Господу имени на восьмой день означает, что наш Бог, ставший человеком во Христе Иисусе – Господь, Спаситель и Мессия – на протяжени всей седмицы пребывал безымянным. Величие божественного истощани, кенозис Бога, ставшего человеком, Бога, Который облекся плотью. Бог подлинно отрекся от Своего величия и пребывал без имени не только в Своем не именуемом величии, но и по человечеству во Христе Иисусе.

Сегодня Община празднует в честь Преподобного Серафима Саровского. Святого, чье имя обозначает не того или иного святого или же просто историческую личность, но ангельский чин. Слово Серафим означает «пламенный», «пламенеющий», «огненный». По удивительному решению постригавших его в монахи, Прохор, как звали его в миру, был назван «Серафимом». «Управляющий хором» - что означает Прохор – стал пламенным. Господь предопределил Серафиму воссиять.

Вся жизнь Серафима была стремлением к уходу и безымянности. Община настолько любит Серафима, что каждый из ее членов может поделиться друг с другом подробностями его жития. Каждый способен по-своему рассказать из того, что запомнил. Важно понимать, что само это знание подробностей его жития есть великий дар Церкви Бога. Потому что при обыкновенном течении обстоятельств об этом никто не должен был бы знать. В явлении памяти Церкви подробностей и чудес – особая божественная воля.

Преподобный Серафим жил в особенное время. Не все даты его биографии могут быть точно определены. Но одно в них вполне определенно. События в жизни Серафима по годам невольно соприкасаются с датами бытия тогдашнего мира. Центром тогдашней мировой цивилизации был Париж, ведущей мировой державой - Франция. В 1789 году Франция переживала Революцию и все, что с ней связано. В это примерно время Серафим принял монашество, был рукоположен.

Логика Бога и логика святых Его и логика человеческая. Приход Серафима в монастырь, его постриг, рукоположение, служение, решение оставить братию и стать отшельником … Серафим был избит, искалечен и едва не убит разбойниками в 1804 году. В этом же году в Париже короновался Императором Наполеон. Демонстративно собственноручно возложил на себя корону. Серафим же, работавший в лесу, отложил в сторону топор, чтобы принять венец терновый. 

Получилось так, что Серафим, уходивший, в своей святости, силой благодати Бога, все более приближался к людям, к миру, к истории. Постепенно Господь вывел его навстречу людям – тем людям, которых Он Сам для встречи с Серафимом избрал. Ведь большинство сильных мира, поэтов, писателей, да даже иерархов, об «Убогом Серафиме» просто ничего не знали. Сильные мира и сильные церкви мира сего этого и не желали. Господь же вводил Серафима в явную, зримую Свою славу, которая еще при жизни была видима и являема. 

Так случилось тогда, так бывает и сегодня. Ведь год за годом и день за днем современность знает о Серафиме все больше. Община передает повествования о нем, о делах его и чудесах, друг другу, все больше и больше на этой планете. Серафиму на разных континентах посвящены храмы, его житие переведено на разные языки, а образ, слова и дела, становятся известны далеко за пределами Церкви. В то же самое время великие мира сего, те, кто совершали революции, стремились к известности и славе, короновали сами себя, возлагали на главы свои тиары, митры и короны, из памяти современности исчезают. О них помнят лишь особые знатоки. Их наследие подвергается деконструкции. Господь наш – Бог, умеющий разрушать, Бог, умеющий обрушивать.

Господь – Хозяин времени и пространства. Господь – властелин Истории. Имя Господа бывает явлено. Имя Господа является в Церкви Бога Живого, во святых и во всех крещеных. Серафим был пострижен в монашество, не имея какого-то конкретного небесного покровителя, но стал небесным покровителем Общины.

Господь Иисус, воплотившись, воспринял все наше. Тело, и кровь, и жизнь, и смерть. Он воспринял наше сердцебиение и наше дыхание. Восприняв все, Он не оставил Себе ничего, но отдал нам все наше и все Свое. Приобщил нас крови и воде Своего ребра, приобщил Своим Телу и Крови. 

Если бы мы обладали духовным зрением, то увидели бы, что на челах наших, то есть на лбу, написано имя «Иисус». Поэтому мир нас ненавидит. Поэтому крещеным подобает стремиться быть невидимыми. Незаметность как признак святости в современности. Господь же готовит нам славу. «Царство, и силу, и славу», и Царство, и Власть, над миром и духами злобы. 

Современный мир все более и более кажется ночным и темным. Но подобно тому, как Серафим, когда уходил, не ведал, что Господь вот-вот раскроет его для мира, так и история, и время, и этот мир, стремятся к своему закату. Господь же спешит вернуться. «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. Ей, гряди Господи Иисусе!» (Апокалипсис 22,4.20). 

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski