Августин Соколовски
Удивительность празднования в честь пророка Божия Илии, среди прочего, в том, что память его, пожалуй, единственный праздник в честь ветхозаветного праведника, воспоминание о котором по-настоящему празднуется на протяжении богослужебного года. За исключением Иоанна Крестителя, который, по словам самого Господа, «больший из рожденных женами» (Мф.11,11), никто из библейских святых, более не удостаивается реального почитания в литургии и церковном народе.
Именами Святых Писания, Авраама, Моисея, Лота, Исайи, Иеремии, и каждого из малых пророков, некоторые по определенному принципу, другие нет, как бы «прошит» церковный год. Память многих из них пророков как бы намеренно празднуется в период перед Рождеством. Память иных, Иезекииля, Елисея, Илии, иных, приходилась на лето, которым, напомним, завершался церковный год. Летняя святость и время итога. Это воспоминание, важное в теологическом отношении, было чрезвычайно дорога многим святым, да и просто благочестивым людям средневековья.
Византийские императоры, и иные правители, видели себя наследниками ветхозаветных царей, мощи, гробницы, и иные святыни были известны, местоположение их было на слуху и почиталось в церковном народе. Свидетельством тому подробные службы пророкам, написанные и оставленные известными древними гимнографами, и сохраняющиеся в составе наших действующих богослужебных книг.
Вспомним, что Отцы Церкви, от самых ранних Иустина и Иринея, до классических Василия Великого и Августина, не цитируют и даже почти не упоминают друг друга, но наизусть знают Библию и постоянно упоминают слова Писания и Пророков. Очевидно, что значительные тексты Библии хранились у них в памяти, тексты Библии они пили как воду Праздника Крещения, питались ими как Причастием святых тайн Христовых.
Не случайно, одному из Отцов, Августину, принадлежит мысль о том, что Священное Писание – после самого мироздания – вторая, более совершенная, чем Творение Мира (!) степень воплощения Бога и Слова. Более древние Отцы и Учителя, подобным образом, учили о том, что во всем мире, хранится в мельчайших подробностях, своего рода, частица Господа, замысел с большой буквы, так называемый ими «семенной логос». Отсюда, пророчеси предваряя Альберта Швейцера (1875–1965), рождалось «благоговение перед жизнью».
Ныне из всего этого былого великолепия восприятия библейской музыки «Творения и Его Бога», предстоит лишь Илия Пророк, в богослужении, иконах в храме, и даже явлениях грома. «Верхом на молнии», - как пела Металлика.
Потому вовсе не случайно, что Предание воспринимает Илью, как пророка-предшественника Второго Пришествия Христова. Во времена, когда Писание будет забыто, согласно Апокалипсису, он будет одним из тех, кому будет дано слово и сила знамений, чтобы мучить живущих на земле (Откр.10,10). Современное несвоевременно. Как удивительна в своей несносной подлинности суть божественного пророчества.