Августин Соколовски
Память святого Маркиана Кирского (+388) празднуется Церковью дважды: в преддверии Великого Поста и в Рождественский Период. Это связано с совмещением двух различных традиций, каждая из которых имела целью увековечить имена и деяния сирийских подвижников, о которых написал древний авторитетный церковный писатель Феодорит Кирский (393–458) в своей «Истории Боголюбцев». Это сирийский патерик, в котором рассказано о тридцати шести святых аскетах, которые жили в IV-V веках, когда те страны были христианскими. В эти дни постараемся внимательно вчитываться в календарь, зная, что именами сирийских боголюбцев буквально прошиты страницы месяцеслова.
Именем своим Маркиан обязан городу Киру, в котором сам Феодорит был некогда епископом. В наши времена это руины на турецко-сирийской границе недалеко от турецкого города Килиса.
Повествование о Маркиане весьма подробное, состоит из 23 небольших глав, изобилует поучениями и чудесами. В 6ой главе своей книги автор приводит замечательную историю. Однажды, один из ближайших учеников святого Маркиана, именем Евсевий, пришел проведать подвижника. Была уже ночь и сквозь окошко кельи, ученик увидел, как небесный свет освещает святого, когда он читает Библию. «Свет не от светильника и не рукотворный, но дарованный Богом от горней благодати, сияющий над главой учителя и позволяющий ему различать буквы Божиих глаголов», - пишет Феодорит. Зимняя память святого Маркиана приходится на 31 (18) января.
В наши дни, когда вера в Бога оскудела, пример Маркиана учит нас постоянно, днем и ночью обращаться к Писаниям. Странствуя же или находясь в путешествии, видя свет в домах на просторах нашей необъятной родины, будем уповать, что среди тех, кто не спит, есть подвижники, которые, как некогда Маркиан, ныне читают Слово Божье.