Публикации

Неделя 25-я по Пятидесятнице Причта о Милосердном Самарянине

Неделя 25-я по Пятидесятнице
Притча о Милосердном Самарянине

Первое воскресенье Рождественского Поста в этом году совпадает с 25-й Неделей по Пятидесятнице, когда за литургией читается Притча о милосердном самарянине (Лук.10;25-37). В этой притче Господь Иисус дает ответ на вопрос о том, кто же ближний. В этот же день, 29 ноября, Церковь также чтит память Апостола и Евангелиста Матфея.
I
Содержание притчи о милосердном самарянине настолько богато образами и символами, что едва ли ни каждое слово в ней заслуживает отдельного поучения и содержит в себе назидание. 

«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам» (30). Согласно Писанию, Иерихон был разрушен Богом вскоре после входа Израильского Народа в Землю Обетованную. 

«А город и все, что в нем, сожгли огнем» (Иис.Н.6,23). После разрушения города Иисус Навин произнес заклятие: «Проклят пред Господом тот, кто восстановит Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его» (25). Это проклятие сбылось во дни нечестивого царя Израильского Ахава, преследовавшего пророка Илию (3 Цар.16,33-34). 
II
Иерихон как конкретный исторический город греха и как символ всякой современности. Потому что путь всякого человека и путь всего человечества – это путь из города детства Иерусалима, путь в долину греха. 

«Смертный отличается от умершего только временно», - как писал Августин (354-430). «Жить значит умирать», - как поет Металлика. 

Грех и смерть как центр тяжести земного бытия. «Разбойники» из притчи Господней, как раны, травмы, грехи, болезни и смерть. Бездыханность и смерть – вначале окружающих, а затем и собственная смерть всех и каждого. 

Проходящие мимо левит и священник… Сакральная иерархия, которая, даже по восходящей, неспособна что-либо сделать, поскольку смертна, порочна, и сама обречена. «Человек носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты «противостоишь гордым», - говорил в своей автобиографии Августин. 
III
«Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился», - читаем мы далее в Евангелии. Раны, масло и вино, разлука, гостиница. «Я, когда возвращусь, тебе воздам» (35). 

«Кто же из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам», - спрашивает Господь в Евангелии законника. «Он сказал: сотворивший милость с ним. Иисус же сказал ему: иди, и ты поступай также» (36). 

Так происходит парадоксальная подмена. Ведь это повелительное – «иди, и ты поступай также» - означает нечто совершенно иное, нежели то, что привыкла видеть Община в этих образах Евангелия. 

Общепринятым было такое толкование. Иудеи считали самарян нечистыми и с ними не сообщались. В притче священник и левит проходят мимо. Самарянин же оказывает помощь пострадавшему от разбойников. В ответ на вопрос Господа, «кто же ближний», законник признает в самарянине ближнего. 

Но Господь говорит: «Или, и ты поступай также» (36). Иными словами, «поступай как он, сам становись ближним для тех, кто живет и поступает не так». Господь призывает Общину самой становится «Ближним», а не искать ближних здесь или там. 
IV
В свете Догмата Искупления становится очевидным, что под образом самарянина скрывается Лик Господа. Он пришел к «во тьме и сени смертной сидящим» (Ис.9,2; Мф.4,16), Свет снизошел до нас, бежавших по направлению к Городу Греха. Подобно тому, как это произошло с Павлом на пути в Дамаск, Господь остановил нас Своим Светом. Масло и вино в притче отображают совокупность библейских и церковных таинств, являют собой Мистику Света и Огня. 

Для Общины Господь задает важный пример того, как следует ей быть на пути жизни. Как относиться к себе и другим. Вовсе не искать ближних, но становится ближними для других. 
V
Здесь же на помощь Общине силой своего образа приходит Евангелист Матфей. «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф.9,9). 

Прежние комментаторы обычно с удивлением подчеркивали ту готовность, с которой Матфей, сборщик налогов, последовал за Христом. По их мнению, он безоглядно оставил что-то самое дорогое и ценное, чтобы пойти за внезапно позвавшим его Христом. И, пожалуй, только современность способна разглядеть ту склонившуюся над самой собою тоску «сидящего у сбора пошлин», ту бессмысленность, выражаясь словами Жан-Поль Сартра, «тошноту», что в тот момент окончательно овладели «Матфеем - сборщиком податей». 

В словах Господа звучит, таким образом, освобождающая, эмансипирующая сила, дающая способность отбросить бессмысленность, просто встать и пойти, как об этом в одной из своих последних композиций громогласно поет Тиль Линдеманн: «Вставай!» («Steh auf!»). В этом жесте Господь являет свою собственную способность быть ближним, то есть тем, кто, повелевая или призывая, дает силу жить, подняться, и жить и ждать. 

Матфей предстает невероятно современным, в задумчивом склонившемся жесте изображая и стража порядка, продавца лотерейных билетов, коллекционера или рекламного агента, которому, погруженному в свою собственную, а, по сути, тоску Всей Вселенной, Господь просто говорит: «Вставай!». 

Матфей ждал этого Господня призвания, но, при этом, совершенно не знал, что он его ждал. Ученые говорят нам, что можно прожить без пищи очень долго. Гораздо меньше можно прожить без воды. Лишь мгновения можно прожить без сердцебиения или дыхания, но ни секунды нельзя прожить без надежды, или, как это слово звучит на языке Церкви, без упования.
VI
Господь стал для Общины Ближним, он создал ее, воссоздал и восставил, и продолжает непрестанно созидать ее день ото дня. Становиться ближними для ближних – главный призыв сегодняшней притчи Христа. Делаться ближним каждый день и каждый час. Делаться ближним день ото дня. Возвращать попавшему в руки разбойников потерянную славу. Ведь потеря славы и есть настоящий синоним греха. 

Рождественский Пост есть время ожидания Пришествия Милостивого и Милосердного, Господа нашего Иисуса Христа. 

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski