Августин Соколовски, доктор богословия, священник
Событие нашего спасения совершилось однажды в истории. Это значит, что спасение исторично. А потому, всякое повествование на страницах евангельского текста, обладает принципиальным, ключевым, нормативным и непреложным значением. В особенности это относится к повествованиям о Воскресении Господа Иисуса.
В Евангелии от Луки содержится рассказ о пути учеников Господа из Иерусалима во Эммаус (Лк.24;13-32). Согласно Преданию Церкви, это были Лука и Клеопа. Это евангельское чтение – одно из ключевых во всей евангельской истории, поэтому очень важно попытаться раскрыть содержащийся в драгоценных строках смысл. Знание библейского языка помогает понять суть вещей.
«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус и разговаривали между собою о всех сих событиях» (13–14). Господь приближается к ним. Ученики в отчаянии и горе. Они говорят, о том, что Великий Пророк, сильный делом и словом, был распят. «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (21).
Так, слова Апостолов о третьем дне, наступившем с момента Крестной Смерти, означают следующее.
Третий день, по библейским представлениям, это также день, когда мертвый окончательно и бесповоротно мертв. Его обездвиженность в течение трех дней – не продолжительный сон, не знамение и не мистическое переживание, но свидетельство наступившей бесповоротной смерти. «Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как Лазарь во гробе» (Ин.11,39).
Далее, третий день, согласно Библии, это день, когда всякая человеческая надежда мертва. Происходит великое приостановление, когда, подобно последним временам, правды больше нет, нет и надежды и дышать без Бога более невозможно.
И, наконец, третий день, согласно Писанию, это день, когда начинает действовать Сам Господь. «Он оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» (Осия 6,2).
Принято повторять, что Апостолы были «простыми рыбаками» и Господь призвал на проповедь людей неученых. Однако, это не совсем так.
Апостолы были глубоко религиозными людьми. Большинство из них, Верующие Израильтяне, непрестанно поучались в божественном слове. Некоторые из них, как, подобно Луке, обратились к Вере Единому Богу Израиля из язычников. Но и они пришли к Богу через чтение Библии, знали Писания наизусть, пили его как живую воду, «скачущую в жизнь вечную», несомненно служившую прообразом евхаристической Крови Христовой.
Священное Писание – единственный текст, могущий животворить. А в оживление нуждается каждый в это мертвящее время. «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (Амос 8,11).
Господь идет рядом с двумя учениками и разъясняет им Писания. Разъясняет Писания тем, кто в изучении Писания провели всю свою жизнь. Идя с учениками и разъясняя им Божественное Слово, Он раскрывает им Сам Себя, Слово в написанном слове. Тем самым, давая понять, что лишь на Нем почивает Дух, делающий написанное животворным.
Необходимо читать Писания, поучаться в них. Пить Слово Божие, вкушать как мед, как это делали Апостолы, при этом понимая, что спасены даруется не исполнением заповеди, и не правдой закона, но действием благодати Христовой. «Ведь если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал.2,21).
Согласно Евангелию, путь в Эммаус оказался долгим, и ученики просили Господа остаться вечерять. Тогда Он преломил хлеб, то есть, совершил Евхаристию, познался ими в преломлении хлеба. «Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его» (Лк.24,31).
Ученики узнали Воскресшего Господа в преломлении хлеба. Упоминание об этом в ключевом для всего Евангелия повествовании о Воскресении означает постоянную и непреложную необходимость Причащения. В Евхаристии раскрывается Господь, Сама Истина. Повседневность преображается, приостанавливается пространство и время, становясь Благодарением.
Христианину важно правильно воспринимать время. Ни в коем случае не говорить себе, «причащусь завтра, на праздник, или когда Бог позволит». Во Христе дано обетование спасения. Но никто не обещал ни одному из людей, ни человечеству в целом, ни миру, ни даже Самой Церкви, что наступит завтрашний день. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он вернется», - пишет Павел (1 Кор. 11,26).
Евхаристия – провозвестие воскресения. Она - Путь в Эммаус, мгновение узнавания Господа, неразрывно связанное с воспоминанием Господней Смерти. А потому каждое Утро Литургии Церкви может, и, по замыслу своему, призвано, оказаться последним.