Публикации

XIV Неделя по Пятидесятнице 3е утреннее воскресное Евангелие, Марк 16, 9-20

На каждой утрене воскресного дня поочередно, неделя за неделей, прочитываются 11 Евангелий. Число одиннадцать не совпадает с числом восьми гласов, и по замыслу  такого ассиметричного повторения, призвано каждый раз давать Общине возможность по-новому задуматься над словами евангельского текста.

На утрене XIVй Недели по Пятидесятнице читается окончание Евангелия от Марка. Одно из двух евангельских чтений от Марка, входящих в этот цикл из 11 Евангелий, оно является 3м воскресным утренним  евангелием.

Предыдущий воскресный текст Маркова Евангелия говорил о том, как Жены-Мироносицы пришли на Гроб Спасителя, увидели, что он пуст, услышали воскресное провозвестие Ангелов - то есть, вошли в преддверие Его Воскресения - но никому ничего не сказали, потому что боялись. Такое окончание чтения как бы указывало на то, что Церковь, вслед за Самим Господом, благословляет  такое пред-воскресное молчание.

В свою очередь, продолжение евангельского текста от Марка, 3е воскресное Евангелие, говорит о том, как Община последовательно отказывалась поверить тем, кто возвещал ей, что Господь воскрес. В итоге, Сам Господь явился ученикам и упрекнул их за то, что они не поверили тем, кто уже возвестил ей Воскресение. Ни Ангелам, ни Мироносицам, ни самим тем Апостолам, кому уже было явлено слово о Восстании из мертвых.

Так, в последних строках евангельского текста от Марка раскрывается особенная назидательная диалектика. Диалектика способности Общины вовремя молчать, никому ничего не говорить, бояться и сомневаться, и  способности вовремя верить, и уверовать. Способность отзличать своевременность провозвестия от его неуместности, которая  должна быть присуща сердцебиению верующих во Христа.

Община должна учиться различению времен, пониманию того,, когда время сомневаться, и когда время веры. «Испытывайте себя, в вере ли вы» (2 Кор. 13, 5), - говорит Апостол Павел в одном из своих Посланий.  Так и Община, в  каждый конкретный момент своего существования, в особенности, в моменты кризиса, подобные настоящему,, должна уметь спросить себя, пребывает ли она в вере, верит ли она.

В случае осознания собственного неверия, Община должна уметь себе в этом признаться. Такое признание не есть публичная декларация, но исповедание собственной неспособности поверить Богу в данный конкретный момент Истории.

Это означает, что существование Общины в данный момент строится на таком неверии, то есть исходит из критериев данного конкретного момента собственного банкротства в веры.

Трагическая диалектика веры и неверия, предлагаемая Павлом, говорит и о том, что, в ответ на признание своего неверия, Господь способен удостоить Общину и каждого конкретного человека Дара Веры, наполняющего сердце убеждением.

Этому библейскому призыву к исповеданию собственной неспособности поверить существует мнимая альтернатива. Она заключается в кажущейся реальной возможности жить, действовать и учить вопреки уже живущему в сердце Общины неверию. Иными словами,  пребывающая в неверии Община может действовать так, словно она верит. Неизбежным следствием такого выбора станет обвинение в лицемерии со стороны окружающего мира. «Будучи не верующими, они делают вид, что верят». Мир прозорлив по-секулярному. Сделаться объектом этой секулярной прозорливости, есть, наверное, одна из самых больших опасностей, что во все времена подстерегали Церковь в истории. 

иерей Августин Соколовски / Dr. Augustin Sokolovski