Публикации

ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ 31 ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Лк.18:35-43, Зачало 93

Августин Соколовски
Братья и сестры, мы только что прочитали отрывок из Евангелия от Луки, глава 18, стихи 35-43. Это 93е евангельское зачало от Луки. Его положено читать в 31 воскресенье после Пятидесятницы. В тексте говорится об исцелении слепого Господом Иисусом по дороге в Иерихон. Сразу же скажем, что это последнее воскресенье и последнее воскресное чтения из Евангелия, которое не является подготовительным к Великому Посту. Следующее воскресенье — это так называемое Воскресенье о Закхее мытаре. Многими комментаторами оно считается первым подготовительным к Великому Посту.
Прочитанный нами текст краток. Он состоит всего из девяти стихов. Число девять в церковной традиции напоминает о девяти чинах ангелов. Как некогда писал святой Августин: «Вера Церкви выражается краткими словами». Предваряя будущие краткие догматические формулировки Церкви, Евангелист Лука как бы торопится рассказать об исцелении Господом Иисусом слепого на протяжении всего девяти стихов. Напомним, что в Евангелии от Иоанна, которое читается после Пасхи, Господь исцеляет другого слепого. В отличие от Луки, Иоанн посвящает исцелению целую отдельную шестую главу со множеством стихов.
35: Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни.
В Библии Ветхого Завета Иерихон считается «городом греха». Иерихон стоял на пути у Народа Израиля, когда он, во главе с Иисусом Навином, входил в Землю Обетованную. Иерихон был разрушен чудесным образом. Тогда же было произнесено проклятие на того, кто восстановит этот город. Город был восстановлен. В соответствии с проклятием, основатель положил в его основание своего новорожденного сына. Единородный Сын Божий входит в Город Греха, чтобы разрушить Его. Он принял на Себя проклятие греха всего мира. Он — Единородный Сын Бога, Который будет положен в основание Церкви. Чтобы не превращаться в «Город Греха» и «Синагогу Сатаны» из Апокалипсиса, Церковь, как Общество Верующих, должна быть гостеприимной к Правде и Праведности Иисуса, и стараться быть безупречной.
36: И, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
Очевидно, что слепой страдал от крайней немощи. Был инвалидом, был беспомощен. Он совершенно не мог ориентироваться в происходящем, а потому спросил, что происходит. Нравственное поучение здесь и в том, чтобы нам всегда спрашивать, что же именно происходит. Смирение от чужого мнения. Важно осознавать свою слабость не только пред Богом, но и пред людьми, уметь вслушиваться в голос Народа Божия, который есть Церковь, чтобы получить ответ о приближении Господа.
37: Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
Так называли Иисуса окружающие. Иисус из Назарета. Из такого ответа нельзя сделать вывод о вере или неверии. Возможно, что слепого окружающие воспринимали, как неполноценного. Слепота, как и любая тяжкая болезнь, считалась наказанием за грех. Поэтому слепого просто не удостоили внимания. Это был ответ через пренебрежение. Однако он услышал имя «Иисуса». Этого оказалось достаточно.
38: Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня.
Время Царства Давида считалось в библейском народе идеальным временем. Но это время давно прошло. Потомков Давида не престоле в Израиле давно не было. Потомки Давида были уведены в плен. После этого прошло очень много времени. Поэтому словосочетание «Сын Давидов» очевидно было мессианским титулом. Услышав об Иисусе, что Он проходит мимо, слепой произнес настоящее «Мессианское Исповедание». «Сын Давидов» - это исповедание веры, это возглас верующего человека.
39: Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! Помилуй меня.
«Шедшие впереди» … Кто они, эти люди, кто были впереди? Были ли это духовные лидеры Израиля, или же просто слепой тотчас вскочил и пошел за Иисусом, не зная, куда идти, и оказался последним.
Учитель духовной жизни святой Игнатий Брянчанинов (1807-1867) видел в образе слепого и в словах, которые он тотчас буквально прокричал Иисусу, образ молитвы Иисусовой. Заметим, что мы молимся в повелительном наклонении, мы не просим Бога сделать что-то вежливо, но буквально у Него требуем. Это очень интересно с богословской и философской точки зрения.
40: Иисус, остановившись, велел привести его к Себе; и, когда тот подошел к Нему, спросил его.
Общество отнеслось к слепому без внимания. Идет «Иисус из Назарета». Затем люди заставляли слепого замолчать, они пытались идти дальше, чтобы его голос утонул в толпе. Иисус же зовет его к себе, он ждет, пока он, слепой и слабый, подойдет суверенно. Это очень значимое удостоверение и свидетельство перед всеми.
41: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! Чтобы мне прозреть.
Действительно, слепой просил о помиловании. Господь спрашивает у слепого, что он хочет от Него. Ответ слепого содержит мессианское исповедание: «Господи! Чтобы мне прозреть». Потому что слепые смогут видеть только с наступлением мессианского времени. Так писал о Мессии Исайя, такова была библейская вера.
42: Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
Мессианское исповедание спасительно. Спасение приходит только верой. Но это не так вера, которую человек мог бы выработать в себе через усилие. Эта вера не есть догматическая формулировка. Это вера, которая благодать, которая, по великому не подотчетному дару Богу, уже коснулась сердца. Слепой был слепой, но он имел веру. От соприкосновения с мессианской реальностью Иисуса, вера стала спасающей и исцеляющей силой. Это пророчество о жизни будущего века. Это будет Новый Иерусалим, в котором не будет храма, но Агнец Божий и Бог будут Храмом там, где не будет слепоты, и не будет даже слез, но «всяческая и во всем Христос».
43: И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
«Верить Богу, верить в Бога, и следовать за Богом» - таково тройное измерение библейской веры. Поэтому слепой прозрел. Он поверил Иисусу и пошел за ним. Слепой шел за Иисусом и славил Бога. Мы все, по слову Апостола Павла, «крестились во Христа и облеклись в Него». Мы идем за Иисусом, но часто унываем, судим, осуждает и ропщем. Человечество же отходит от христианства. Потому что быть христианином и не славословить Бога — великая непоследовательность. Слепой пошел за Иисусом и славил Богу. Потому и народ, когда видел это, славословил Бога. Слепой стал верующим христианином и настоящим миссионером благой, ибо радостной вести, Евангелия от Исцеляющем Мессии и Боге.