Публикации

Покров и Память Святого Андрея Юродивого Константинопольского

Августин Соколовски, священник, доктор богословия

Важная историческая составляющая празднования Покрова связана с именем святого Андрея – одного из наиболее почитаемых святых Константинопольской Церкви, память которого мы совершаем сегодня, 15 октября, то есть на следующий день после Праздника. 

Согласно житию, во время нашествия варваров, когда горожане молились Богу об избавлении, Святой увидел в храме отверзшиеся Небеса и Богородицу. Пресвятая Дева молилась об избавлении города и простирала над ним свой покров, то есть мантию, омофор. 

Юродство, или безумие, Христа ради – это отказ от прагматичного, выверенного, добропорядочного поведения, сознательное повреждение своей внешней репутации, принятие личины неадекватности, неразумия и безумия, ради спасения себя от «Антихристова Числа 666»: Сладострастия, Денег и Власти. 

Как и всякий особенный чин святости, Юродство во Христе обладает своей особенной семантикой. Согласно Апостолу Павлу, святость встраивается в существующую структуру человеческого поведения, преображая ее и вводя в Общение с Богом Духом Святым во Христе: «Каждый поступай, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам. Всё – в соблюдении заповедей Божьих. Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор.7;17,19,20).

По поводу юродства, или безумия, важно сказать, что древность по-иному воспринимала феномен психического несоответствия, того, что позднее стали именовать неполноценностью, расстройством, болезнью, отсутствием разума. Древности никогда бы не пришло в голову исключить, изолировать, убрать психически неполноценного человека, заключить его, «убогого», в физическую тюрьму. Считалось, что ум психически иного, слабого, безумного, юродивого, когда его немощь, подлинная или кажущаяся, сопряжена с Верой, отсутствует здесь на земле, сам по себе, никуда не пропал, не отсутствует и не исчез, а пребывает с Богом, у Бога и пред Богом, славословя Его день и ночь (Откр.7,15). Отсюда и то дерзновение, которым обладала молитва юродивого, драгоценность его ходатайства пред престолом Творца за живущих здесь своей рациональностью и своим умом. Юродство как великое упразднение, как суббота самого драгоценного – Разума, Ума, Мышления – чем наделил человека Бог.

«Покрой нас от всякого зла честным твоим омофором», – говорится в Акафисте Празднику. «Величаем Тя, Пресвятая Дево, тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны молящуюся», – поется в величании Покрова. В этом Празднике есть нечто глубоко антропологическое, напрямую относящееся к человечеству и к каждому человеку в отдельности. По сути, в Богородице явлена бесконечная степень потенциальности человеческой природы. Образ Божий, как данность и подобие Божие, как способность к бесконечному совершенству в Боге, во Христе Иисусе, делающем человека «причастником божеского естества» (2 Пет.1,4). Максимально возможный потенциальный образ человеческой души и тела, одновременно, рациональности и духовности, в Господе и Боге. Как об этом поется в церковных гимнах, говорится в библейских текстах, провозглашается в догмате веры в Господа Иисуса, «воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы». В этом смысле Покров – празднование в честь полноты и полноценности всякого человека во Христе.