Публикации

Память Трех Святителей

12 февраля Церковь празднует память Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Это совместное празднование было учреждено в 1084 году в Константинополе при Императоре Алексее I Комнине (1056-1081). Оно имело целью прекратить возникшие было тогда разногласия о святоотеческом авторитете в Церкви. Три Святителя были провозглашены равновеликими и одинаково важными для сохранения ортодоксии. Именно поэтому в богослужебном календаре этот праздник именуется Собором Вселенских Учителей.

У праздника Трех Святителей есть нечто общее с Торжеством Православия. Это радость о безупречности вероучения и благодарность Богу за то, что Духом Святым Господь Иисус воздвигал в Своей Церкви Святых Отцов. Подобное празднование всегда содержит в себе некую идею и представление, а потому на теологическом языке именуется идейным. В этом смысле память Трех Святителей это и воспоминание о тех великих Церквях, к которым они принадлежали, о Церквях, с которыми они были в общении, о тех церквях и общинах, которых больше с нами нет.

Это великий город Антиохия. Апостольская столица, основанная апостолами Петром и Павлам. Епископская кафедра, одна из древнейших. Место, где ученики Господа Иисуса впервые стали называться христианами (Деян.11,26). Антиохия дала миру знаменитую богословскую школу; подарила Церкви великого экзегета Феодора Мопсуестийского (350-428), Феодорита Кирского (393-460) и празднуемого ныне епископа Нового Рима Иоанна Златоуста (347-407). Антиохийское монашество прославило Церковь подвигом столпничества. Антиохийское богословие много способствовало раскрытию понимания христологической тайны, помогло миру осознать полноту человечества Христова, без чего Восточное Православие было бы иным. В 526 году Антиохия была разрушена землетрясением. В 529 году Юстиниан I отстроил город заново, и в суеверном порыве переименовал его в Град Божий Феополь. Но это не помогло. После арабского завоевания в 637 году великая первохристианская столица постепенно ушла в историческую тень.

Это Христианская Каппадокия. Эта огромная прежде христианская страна - по сути, восточная половина Малой Азии и целый континент, церковная митрополия с центром в Кесарии - дала миру Георгия Победоносца (284-305) и Равноапостольную Нину (280-335). Здесь родились и творили Великие Каппадокийцы – празднуемые сегодня Василий Великий (330-379) и Григорий Богослов (329-390); Григорий Нисский (335-394), и Амфилохий Иконийский (340-304). В 1071 году, после битвы при Манцикерте, Константинопольская Империя навсегда утратила эти территории. В наши дни о христианстве здесь напоминают древние фрески в пещерах. Их выколотые ослепшие глаза – взгляд в славное живое прошлое Христианской Каппадокии. 

Это великая Карфагенская Церковь. Церковь, давшая миру несравненное, потрясающее, великое, стройное богословие. Подарившая Вселенной славного непреклонного апологета Тертуллиана (160-240); стойкого мученика епископа Киприана (200-258); написавшего более всех Отцов Церкви святителя Августина (354-430); борца с арианством вандальских королей Фульгенция Руспийского (462-533); богослова и епископа Факунда Гермианского (570), который в своей полемике против вмешательства власти в дела Церкви не убоялся самого Императора Юстиниана (482-565). Без карфагенского богословия христианская Европа была бы совершенно, неузнаваемо другой. Карфагенская Церковь … погибла после 698 года, когда арабскими завоевателями был полностью разрушен Карфаген. 

«Недостанет нам времени» (ср.Евр.11,32), чтобы и сказать и о Сирийской Церкви Востока, епархии которой простирались до самого Китая … Великим сыном этой Церкви был преподобный Исаак Сирин (640-700). Он родился на территории современного Катара и был Епископом Ниневии. По свидетельству дошедших до нас писаний, сердце его милосердовало даже о демонах, и он полностью ослеп от обильного плача. Именно Исаака цитирует старец Зосима в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Величие Ассирийской Церкви было обрушено нашествием Тамерлана (1336-1405).

Многие и многие дивные, великие города христианских апостольских кафедр, целые Церкви, их столицы или их части, ушедшие в небытие. Но подобно таинственной Жене Апокалипсиса, и ее Чаду, Господь, через проповедь Евангелия и благой помысел Своего Предопределения о спасении народов воздвигал новые Церкви. В сердцах равноапостольных правителей Он говорил. Сохранял преемство веры и Апостольского Предания там, где христианства прежде не было. Заповедал благовествовать Евангелие всем народам до конца времен.

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski