Августин Соколовски, доктор богословия, священник
Для понимания того, что же именно означает Вход Господень в Иерусалим, необходимо обратиться к понятию Событие Христово, обозначающему все сказанное и сделанное Господом нашим Иисусом Христом. Для правильного восприятия сути События Христова необходимо обратить внимание на постепенность развития библейской тайны в истории. Само бытие библейского народа — это История Завета. Последняя же бывает явлена в Библии, как история неверности человека и верности Бога. Об этом говорят библейские книги, возвещают пророки.
Завету сопутствовало обетование. Бог обещал человеку, что Завет будет исполнен. И это исполнение Завета совершилось исключительно в явлении Мессии. Иисус из Назарета — отрок Божий, то есть Его Служитель и, одновременно, Царь Израиля, провозглашавший весть о Грядущем Царстве.
На протяжении всей Своей проповеди, и особенно в Свои последние дни Иисус явно свидетельствовал о том, что Ему предстояла смерть на Кресте. Но у смерти этой не было присущей всякой человеческой смерти со времени Адама обратной стороны, имя которой – грех. Уход Господа с земли живых — жертва, в которой была раз и навсегда исполнена тайна верности Библейского Завета. Об этом Сам Иисус сказал на Тайной Вечери, вовеки обозначив реальность Своего присутствия с верными в Евхаристии. «Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (см. Лк.22;19).
Иисус исполнил Завет, одновременно, явив в этом мире истину о том, что божественная любовь может быть воспринята человеком. Избрание, рождение, путь, слово и дело Иисуса из Назарета стали исполнением Завета и явлением подлинной человеческой религиозности — преданности и верности делу Божию в пути жертвенного служения. В свете Библейского Слова важно понимать, что Иисус был подлинно религиозным человеком.
Воля Божия состояла в том, чтобы смирение и уничижение, воспринятые Единородным Сыном, были исполнены полностью. От следовавших за Господом требовалась вера в Него как Посланного Богом, признание, что слова Его возвещали волю Отца. Исцеления и чудеса, совершаемые Им, призваны были являть пришедшее спасение, которое, согласно Библии, означало принятие отверженного, восстановление разрушенного, воссоединение разделенного и прощение осужденного. Слава Иисуса до Воскресения — свидетельство грядущего Царства.
Чудеса и знамения Христа свидетельствовали о приближении Царства Божия в силе. Но только Воскресение Христово дало возможность апостольскому кругу узнать в делах и словах Воскресшего — Самого Бога, бывшего среди них. Во Христе все свидетельствовало о Его божественности, но воспринято было это свидетельство только после Воскресения.
Новозаветные Писания говорят о Христе в свете Его Воскресения. Послания Павла, Соборные Послания, Книга Деяний, Евангелия, и, конечно же, Апокалипсис были написаны уже после Пятидесятницы и отражают понимание учениками новозаветной истории именно в этой пасхальной перспективе. Они смотрят на Христа как на Воскресшего и Прославленного Господа. На современном языке такое восприятие называется ретроспекцией — воспоминанием того, что было подлинно, но пребывало неузнанным. Пониманием слов Христовых: «Я и Отец — одно» (Ин. 10, 30).
Важно понимать, что Бог Библии – это не неизменяемый, всемогущий, бесстрастный, всемогущий «бог философов и ученых», как пишет в Паскаль в своем «Мемориале», но «Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова». Бог Библии радуется и скорбит, принимает и отвергает, Он, как об этом говорится в молитве исповеди, сокрушается о наших злобах. И Он … избирает. Во Христе Иисусе исполнилась тайна божественного избрания. В мессианской библейской перспективе Он есть Тот Единственный Избранный, кто способен исполнить Завет. Стать человеческим ответом, тем «бесконечным я» и «безоговорочным аминь», Кто принесет избавление истории. «Здесь пусть смолкнут заслуги человеческие, погубленные в Адаме, и да царствует царствующая благодать Божия через Иисуса Христа», - пишет об этом учитель Карфагенской Церкви епископ Августин в книге «О Предопределении Святых» (15,31).
Важно подчеркнуть, что Церковь именно празднует Вход Господень в Иерусалим. Земное служение Господа продолжалось, согласно общепринятому мнению толкователей, около трех лет. По свидетельству Евангелия от Луки, Господь Иисус вышел на проповедь, имея около тридцати лет (Лк.3,23). Он проповедовал, благословлял, исцелял, очищал прокаженных, изгонял демонов. Господь приближал к себе грешных и отверженных. Так происходило потому, что всякое человеческое общество было и есть обществом разделения. Человечество – сообщество разделенных. В свою очередь, общество библейского народа времен Иисуса Христа было разделено в высшей степени. Больные, грешники и мертвые, были отвержены, помещены в «вечный карантин». Но Господь Иисус вновь собрал Свой Народ.
Для того, чтобы спасительное служение Господа Иисуса окончательно свершилось, Ему было необходимо воцариться. Именно для этого Он вошел в Иерусалим. Исполняя пророчества о Мессии, Он воссел на осленке – этом единственном в Писаниях животном, которое оказалось способным увидеть Ангелов и заговорить человеческим языком. «Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкой. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?» (Числ.22;27-28). Третий раз ударов по невиновному существу, как прообраз воскресения в третий день, о котором говорит Писание и Вера Церкви.
Входу Господа Иисуса в Иерусалим пытались воспрепятствовать представители религиозной власти Израиля. Пытались остановить Пришествие Мессии: «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! - вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21, 15–16).
Господь пришел как Мессия, вошел в Иерусалим, чтобы воссесть на Троне. Для правильного празднования Входа Господня, из восприятия этого события необходимо исключить всякий фатализм.
Господь мог воцариться над Израилем и Его Мессианство могло исполниться. Он мог исполнить и, на самом деле, исполнил все возложенные на него надежды и обетования. Но вначале, вопреки Воле Бога, Которая есть Дух Святой, Иисус был отвергнут, а Его Мессианство было приостановлено. Как бы приостановлено религиозными и политическими вождями Народа и властью Империи в лице Пилата. Ибо современные Иисусу князья мира сего действительно попытались приостановить Мессианство Христа.
Ликование учеников, спонтанный жест простого народа, постилающего свои одежды на пути Царя - как бы прообразуя наготу крещенской купели – и ныне совершенно забытое значение пальмовых ветвей. Ведь в те времена пальмовая ветвь в руке была символом, флагом, знаменем и знамением независимости Народа Божия от Римской Империи!
Для Церкви же Воскресшего Мессии, пальмовые, вербные, и любые другие ветви в наших руках в этот день – знак нашей, во Христе, независимости от … Царства Смерти. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении: над ними смерть не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа», - говорит об этом Апокалипсис (Откр.20,6).
Господь вошел в Иерусалим и взошел на Своей подлинный Трон. Которым стал Крест. Именно на Кресте Господь объединил и обнял Своими человеческими, пробитыми гвоздями, но тем более всемогущими руками весь род людской и всю Вселенную. С этого момента История превратилась в ожидание. И потому Вход Господень в Иерусалим это и эсхатологический, ожидаемый праздник. Праздник Будущего. Начало Всеобщей Пасхи.