Публикации

О принятии Святого православия китайскими иммигрантами в Семиреченской области. Автор: Казанцев В.А.

Приилийская провинция Китая образовалась на месте бывшей Джунгарии, покоренной и уничтоженной китайцами во второй половине XVIII столетия.

Вследствие ошибок и притеснений китайского правительства со стороны его новых  поданных начались восстания. В 1865 году восстали турфанские переселенцы-таранчи  (уйгуры), в 1868 году - дунгане. После взятия Кульджи и разорения китайских городов, направили всю свою силу на солонов (калмыков) как на иноверцев-буддистов и нанесли  им ужасный погром. Солоны были вынуждены или переходить на сторону дунган и  принимать ислам, или же спасаться бегством от мести уйгур и дунган.

Бежавшие действительно спаслись в российских владениях, под защитой Борохудзирского отряда, где и основали небольшое поселение. Калмыки олетского рода, кочевавшие на реке Текесе, еще в 1865 году были разбиты и ограблены дунганами, также должны были спасаться за русской границей, которую они перешли в количестве 2000 юрт. В 1867 году тысячи калмыков бежали в Копальский и Верненский уезды Семиреческой области. Страшный голод и нужду испытывали несчастные в дороге. При таких невероятных усилиях в борьбе за выживание около 4000 несчастных переселенцев добрались до г. Копала, где положение их, благодаря вниманию и заботливости русской администрации, скоро улучшилось. Вскоре они заслужили признание самого трудолюбивого земледельческого сословия и между тем все они были склонны к принятию русского подданства.

Начало просвещения китайских иммигрантов православною верою было положено преосвященным Алексием (Новоселовым), епископом Томским и Семипалатинским, в августе 1868 года им совершено было первое крещение иммигрантов в г. Копале. Ко времени его возвращения в г. Копал из г. Верного собрались несколько влиятельных иммигрантов. Преосвященный, после продолжительной беседы с ними, услышал от большинства из них заявления о крещении и тогда же сам лично огласил их, и сам совершил над ними таинство Святого Крещения в торжественной обстановке.

Над ручьем, протекающем в городе, была устроена крещальня с куполообразным верхом на четырех колоннах, украшенная позолоченным крестом. Великолепным памятником этого первого крещения иммигрантов стояла небольшая, красивая, каменная, покрытая железом, с прекрасным куполом и большим золоченым крестом - часовня, устроенная в г. Копале в 1869 году местным купцом Затинщиковым на выезде из этого города в г. Верный. Протоиерей Василий Покровский в газете  «Туркестанскне ведомости» ( № 44,1873 г.) описывает так, «Часовня эта имеет восьмигранную форму с особым каменным крыльцом для входа. Над дверями в часовню находится надпись: «Вниду во Св. Купель и выйду отряся слепоту душевную, вкупе и телесную». Внутренность часовни побелена и освещается двумя большими окнами. На восточной ее стенке утроен иконостас, пред которым стоят большие подсвечники и висят серебряные лампады; на самой середине часовни устроена просторная, выложенная камнем купель. В иконостасе три иконы; самая большая из них, средняя, писанная на холсте, изображает крещение Христа Спасителя. По правую сторону
- икона, на которой по золотому фону изображен лик Св. князя Владимира; по левую сторону - икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». И всегда в прекрасной крещальне, снабжаемой проточной водой из арыка, совершается крещение язычников в Копале».

На пути из Копала преосвященный Алексий останавливался в Арасанской станице и своею беседою с некрещеными иммигрантами так на них подействовал, что все они крестились. Положенное епископом Алексием в 1868 году начало просвещения китайских  иммигрантов право славною верою продолжалось в выселке Коксуйском и в Сарканде и достигло к 1873 году 721 человека.

После просвещения иммигрантов Святым крещением, Томское епархиальное начальство не оставило их без духовного руководителя и позаботилось назначением к ним постоянного духовного пастыря и учителя и открыло для них христианскую школу. 2 августа 1868 года был определен к поселившимся около Сарканда неофитам священник-миссионер отец Диомид Чернявский, которому поручалось заведование школой. На содержание ему было назначено священнического жалования 300 рублей и учительского - 400 рублей в год. Получив назначение, отец Диомид не встретил там ничего благоприятного для своего служения и ничего утешительного лично для себя. Иммигранты проживали в степи в верстах 4 - 5 от станицы, многие из них кочевали в разных местах Копальского и Сергиопольского (Аягуз) уездов Семиречья. А самое неустроенное - в станице Саркандской не было в то время ни церкви, ни школы ...

Новокрещенные христиане были не младшими братьями казакам, а их батраками, и отец Диомид Чернявский был не миссионером-благотворителем, а безмолвным свидетелем их страданий. Его собственная материальная необеспеченность, бедность, с которою ему пришлось бороться, грубость и непонимание казаков-саркандцев, у которых он буквально выпрашивал каждую копейку, совершенно обезкуражили его. Выдержка из письма отца Диомида от 07.02.1869 года к некому В.Н. показывает, в каком печальном положении находился он на новом месте своей службы. « ... Назначение я получил 02.08.1869 года, но жалования до сих пор не получил ни одной копейки. Я теперь нахожусь без средств и должен приниматься за продажу нужной для семьи одежды на пропитание ее. Из города Верного я имею частные сведения, что будто бы в Семиреченском областном правлении для меня получено пособие в 378 рублей. Я эти деньги до сих пор не получил. Нельзя ли будет, Вл.Н., ускорить их высылку, и я избавлюсь продавать нужные моей семье вещи за безценок». Кроме того, следует добавить, что отец Диомид не знал ни одного из инородческих наречий, на которых говорили иммигранты, и даже к нему не был приставлен переводчик. Когда отец Диомид Чернявский приехал в Сарканд в звании миссионера-священника, саркандские казаки были прихожанами Лепсинской Николаевской церкви. Чувствуя неудобство обращаться за удовлетворением религиозных потребностей за 65 верст, они просили присланного священника исполнять у них духовные требы, и со своей стороны предложили ему общественную квартиру бесплатно. Отец Диомид исполнял все пастырские обязанности у саркандских казаков до самого отъезда своего из станицы. Но когда станичники узнали, что ему выдан годовой оклад, то эти «православные» самым наглым образом вынудили его заплатить саркандскому обществу за все время проживания в отведенной ему ими же бесплатной квартире.

Однако при всех неблагоприятных для него обстоятельствах, при нем было устроено из кошмы помещение для церкви, и он же первый основал в станице православную школу, которая послужила началом распространения русской грамотности среди саркандских новокрещеных. По отъезде отца Диомида Чернявского из Сарканда, на его место был назначен опытный священник-миссионер отец Василий Гаврилович Покровский. Он прибыл к месту своего назначения в августе 1869 года. Саркандские казаки до 1868 года жили в течение 12 лет без церкви и без пастыря, привыкли к своему внецерковному состоянию. Среди них укоренился раскол, они показывали примеры самой дикой необузданности. Так, например, в 1868 году казак Назак К., зараженный духоборческой ересью, разбил Святую икону, ударив ее об пол, в 1869 году казак Ольшанский иммигрантам, что они молятся не истинным иконам, а ложным, что они молятся диаволу, а не Богу; в том же 1869 году православные саркандские казаки, потратили на свои станичные нужды все церковные деньги, которые только по распоряжению Семиреченского военного губернатора были с них взысканы.

В 1870 году из-под казачьего караула пропала церковная кружка с собранными деньгами, взысканными с казаков по распоряжению того же губернатора и т.п. К общему удовлетворению все эти неурядицы уладились при терпении отца Покровского и его умении в улаживании порой неприятных дел. Миссионерская деятельность отца Василия среди неофитов началась с утверждения их в православной вере, которую они приняли, но не разумели.

Опытный миссионер с самого своего приезда обратил внимание на подрастающее поколение иммигрантов. Детей он завлекал в школу дарением азбук, букварей, карандашей, картинок, и дети вместе с обучением грамоте заучивали православные молитвы и обряды. В 1869 году на праздник Рождества Христова дети иммигрантов уже ходили «славить Христа», и замечательно те же казаки ласково принимали их, дарили им деньги и снедь за пропетый гимн во славу Христа.

Через детей, учеников школы, христианское влияние проникало и в самые семьи иммигрантов, дети которых обучались в школе, они уже с большим благоговением относились к Святым иконам, правильно осеняли себя крестным знамением, а в праздники возжигали восковые свечи пред иконами.

В 1871 году эту школу посещали уже до 50 учеников, в числе которых были и

десятилетние дети, и двадцатилетние юноши, и даже женатые, - и своими успехами обратили на себя внимание военного губернатора Г.А. Колпаковского, который в начале 1871 года одного старшего и лучшего воспитанника утвердил помощником преподавателя. Отца Василия радовало и то, что было, наконец, устроено довольно удобное и поместительное из сырцового кирпича помещение для мужской иммигрантской школы. В 1871 году неподалеку от этой школы членом Семиреченского православного братства копальским l-й гильдии купцом, Василием Петровичем Кузнецовым было выстроено кирпичное здание для женской иммигрантской школы, которую его степенство снабдил тремя швейными машинами и принял ее содержание за свой счет. Кроме того, он постоянно оказывал благотворительное внимание и мужской школе. Для последней он выписал хорошие географические карты, книги и иные учебные пособия. Одновременно с заботами о благоустройстве местной школы, отец Василий Покровский неусыпно хлопотал и о благоустройстве церкви, которая столь важную услугу оказывала ему в его просветительской деятельности среди иммигрантов-неофитов. И старания его не остались безплодными: на первый раз кошомная церковная постройка была заменена тесовою, в 1873 году была обнесена кругом деревянною оградою и обсажена тополями, черемухой, яблонями, так что

сделалась лучшим украшением станицы. Внутри деревянная церковь украсилась великолепной утварью. Рядом с нею в 1874 году была уже начата постройка каменной церкви.

Чтобы дать возможность научиться чему-нибудь полезному, в Саркандской станице была открыта на средства Семиреченского церковного братства ремесленная школа, в которой в 1871 году обучались сапожному и столярному ремеслу до 20 взрослых иммигрантов. Отец Василий Покровский заботился в

то же время о привлечении и кульджинских язычников, имевших частые сношения с новокрещеными саркандскими и копальскими

христианами и имел в этом успех. В 1869 году он просветил Святым крещением 6 человек, в 1870 году - 21-го, в 1871 году - 91 человека, в 1872 году - 16 человек и в 1873 году - 11; всего 145 человек, включая сюда и 9 человек казахов. В 1874 году из Кульджи прибыло 12 человек обоих полов для принятия Святого крещения. Чтобы лучше обеспечить судьбу новокрещеных китайских иммигрантов, и вернее содействовать их религиозно-нравственному возрождению в г. Верном было учреждено в 1868 году православное церковное братство при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. «В июле месяце 1868 года (читаем мы в предисловии к уставу братства) в пределах Семиреченской области, в Копальском уезде, совершилось  радостное для церкви Христовой событие - принятие калмыками-язычниками Святой православной веры, в числе нескольких душ, перешедших из Китая на жительство в пределы России.

Русское православное общество в г. Верном, Копале и других городах пограничной с Китаем Семиреченской области, по чувству христианской любви и гражданскому долгу не могло не принять в свое духовное общение новообращенных из язычества, хотя мало просвещенных в истинах и правилах христианства, как новых своих соотечественников, недостаточно еще ознакомленных с новым отечеством.». Такова была общая задача новоучрежденного братства в г. Верном.

В г. Верном были открыты школа и приют для детей новокрещеных иммигрантов. Главными целями в них были: воспитание в детях калмыков религиозно-нравственного чувства, обучение их русской грамоте и обучение ремеслам. При публичном экзамене, прошедшем 6 июня 1875 года в этой школе в присутствии военного губернатора Семиреченской области Г.А Колпаковского, успехи учеников по всем преподаваемым в школе предметам оказались не только вполне удовлетворительными, но даже превзошли всякие ожидания. Закончу я очерк выдержками из статьи ташкентского полковника барона Н. Фридерикса, командированного в Семиречье (Туркестанские ведомости», 1874 г., № 24)  «В Сарканде живет миссионер священник В.П., заведывающий значительною и благоустроенной колонией китайских иммигрантов, окрестившихся в числе 700 человек». Из всего виденного полковник Фридерикс заключает, что распространение православного миссионерства, показавшего такой блестящий успех в Сарканде и Копале (где

окрестилось 800 человек), при столь просвещенных и преданных своему делу

представителях его, при полной поддержке со стороны местной администрации и даже общества, распространение этой миссии и далее- на Кульджинский край повело бы, по всей вероятности, к не менее утешительным результатам, поднявши инородческое население на высший уровень христианского и гражданского развития. Помоги, Боже, благому и многоплодному доброму начинанию».

1. Остроумов Н.Н Китайские иммигранты в Семиречье. Казань, 1879 г.

2. Известия Императорского русского географического общества. 1866 г. Том 2-й, часть 2, стр. 75-96.

3. Туркестанские губернские ведомости. 1872 г., № 6 «Из Саркандского выселка». № 19,23,32.

4 ..... 1872 г. «Из прежнего быта китайских иммигрантов».

5 .... 1873 г. № 44 Священник Василий Покровский. «Часовня в станице

Копальской» .

6       1873 г. № 21 Из Саркандского выселка.

7       1874 г. № 33. Отец Покровский Вас из Сарканда.

8       1874 г. № 24. Несколько заметок о Семиреченской области.

9       1874 г. № 29 «Неофиты Саркандского выселка».

10     1875 г. № 51 «Из Сарканда»,

11. Материалы по статистике Туркестанского края. 1869 г. Выпуск 11, стр. 207,219, вьшуск 3, стр.128.

12. Священник Михаил Путинцев. «Письма из Кульджи», Странник. 1878 г. № 2, февраль.

13. ЦГА РК Фонд № 44, опись № 3, дело № 46.