Публикации

НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ

Много воды утекло с той поры... На излете СССР постепенно началось внушение того, что лучшее, - это западное. 
Затем крах. 
И равнение на нового мессию, - Соединенные Штаты Америки. Помню, как впервые, году наверное в 92-м, отец показал мне 100 долларов. Это была хорошая, очень хорошая месячная зарплата. Наверное тогда я смотрел на ту зеленую купюру с Бенджамином Франклином, как аборигены Америки смотрели на стекляшки, за которых отдали сначала свое золото, затем земли, и, наконец, жизни. День Благодарения (Thanksgiving Day) стал одним из главных праздников Нового Света. 
Однако будущие отцы нации знатно отблагодарили потом индейцев Tisquantum, спасших их тогда от голодной смерти: те просто как этнос перестали существовать. 

Вектор истории не изменился: в 90-е мы тоже отдали первую экономику мира, променял ее на призрачную американскую мечту.
Глупцы, которые за ней погнались, в большинстве своем покоятся ныне на кладбищах, но более удачливым улыбнулось получить себе больше, - хотя и то значительная часть таковых не удержала: не заслуженное трудом не приносит удовлетворения, - закон жизни.
... Три раза в год, перед Великим постом на вечернем богослужении в храме исполняется 136 псалом. Сегодня я его слушал особо внимательно. 
Эта удивительная песнь скорби, - почти 50 лет евреи находились под Вавилонским пленением, - это было насильственное переселение при царе Навуходоносоре II. "На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, - внегда помянуть нам Сиона" - торжественно поет кафедральный хор. Но что в этих словах псалма? 
Приведу его для читателя полностью в понятном изложении. 
"1 На реках Вавилона, где мы сидели и плакали, когда вспоминали о Сионе;
2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. 
3 Пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских».
4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой? 
5 Если я забуду тебя, Иерусалим, — пусть отсохнет рука моя;
6 пусть прильнет к нёбу язык мой, если не буду помнить о тебе, если не поставлю Иерусалим смыслом моего существования. 
7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте его до основания!».
8 Дочь Вавилона, обреченная на разорение! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала с нами!
9 Блажен, кто возьмет младенцев твоих и разобьет их об камень!" 

Конечно, - во первых этот псалом, - дверь выводящая из духовного плена: плена страстей, пусть и сладких, - но ведущих к погибели. 
Все ли помнят Николая Носова, - "Незнайка на Луне"? Там есть сюжет про остров развлечений, - который превращает людей в недумающих животных. 
Никаких ассоциаций не возникает? Плен то хоть и был пленом, - но давал некие радости,хоть и низменные, но влекущие человека к себе. О каких младенцах говорит псалмопевец, - о плодах этих низменных страстей, которые возрастая в человеке, - превращают его в животное, живущее по инстинктам и страстям. И эти плоды нам надлежит разбить о камень нашего исповедания.

... Когда первосвященник Ездра вывел 40 тысяч евреев из египетского плена, - вряд ли для них это было легким испытаниям.
Слово "санкции" в этом случае даже не отражают того, что пришлось пережить этим людям. Без сомнения, - гораздо горше чем плен: стиснув зубы восстанавливать свою разрушенную землю, свою культуру, свой язык, свою веру. Им это удалось: ценой неимоверных усилий. Но только лишь в этом случае, - научились ценить то, что потеряли. Они восстановили, - а Вавилонское царство навсегда осталось погребенным, под пластами истории, - и открывается нам лишь фрагментами раскопок и черепков. История повторится. (Хотел поставит вопросительный знак, но удержался.)
Так что, Good bye, американская мечта: не по размеру нам вышли испанские сапожки, любезно предоставленные англо-саксонской цивилизацией.

"Мне стали слишком малы
Твои тертые джинсы
Нас так долго учили
Любить твои запретные плоды..."