Августин Соколовски
Сегодня Церковь чтит память Семи Отроков Эфесских. В прежние времена святые удостоились поистине вселенского почитания. Ныне они среди забытых святых. Причиной тому, во многом, наша неспособность воспринимать особенную, таинственную семантику древних житийных повествований.
Согласно житию, Семь Отроков избежали смерти за веру в гонение Императора Декия (249–251). Гонитель христиан повелел замуровать их живыми в окрестностях Эфеса. Великого древнего города, местная церковь, или епархия которого, была основана непосредственно Апостолами.
Эфес упоминается в Деяниях и Апокалипсисе, с Эфесскими пресвитерами прощался Павел, зная, что ему предстоят узы и мученическая смерть (Деян.20;13-38). «Сказав это, Павел преклонил колени свои и со всеми ими помолился. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю его, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его» (36–38).
Благодаря тому, что событие жития Семи Отроков произошло в этом великом городе, оно было призвано обрести вселенскую известность во славу благовестия веры.
Итак, юноши были замурованы, то есть, по сути, погребены заживо. Однако., спустя значительное время, когда гонения на христиан прекратились вследствие принятия Императором Константином Великим (+337) христианства, и несколько благочестивых правителей успели сменить друг друга, Господь даровал отрокам вернуться к жизни. Оказалось, что тела их, будучи погружены в сон смерти, внешне оказались просто заснувшими. Такое великое знамение с «кожей, в которой я живу», событие, понимание которого доступно лишь Богу!
Предание именует семь юношей «Неспящими Отроками Эфесскими». В православных богослужебных последованиях сохранилась особое моление, читаемое над страдающими от бессонницы.
Повествование о «воскресении отроков» сохранилось на разных языках у разных народов. Более того, оно вошло в состав священной для мусульман Книги Корана. Причем, по некоторым вариантам этого повествования, с юношами пребывал во сне смертном, а затем ожил их верный пёс. Какая улыбка Бога в этом житии для потерявших своих питомцев безутешных владельцев домашних животных!
Итак, семеро вошли в Эфес, пробудившись от сна смертного. Язычества более не было. Идолов и след простыл, повсюду было зримое православное благочестие. Убеждаясь в этом, юноши славословили Бога. Видя происшедшее, окружающие их люди удивлялись божественной славе. Вскоре исповедники почили в Боге.
Нам с вами, людям последних времен, суждено быть семью эфесскими отроками наоборот. Все мы, здесь стоящие, выражаясь словами названия романа Жан-Поля Сартра, достигли «Возраста Зрелости». Мир же постарел, состарился во зле. Быть может, Вселенная никогда еще не переживал еще столь лукавого времени. Ходатайством Семи Эфесских Отроков да дарует нам Господь силы праведно жить в неправедном веке сем.