Публикации

Пророк Софония

16 декабря 2020 года, Церковь, в последний раз в этом навеки уходящем втором десятилетии III Тысячелетия литургически, то есть, согласно богослужебному календарю, чтит память Пророка Божия Софонии – девятого из двенадцати малых пророков. Пророческие памяти в период Рождественского Поста готовят Общину ко встрече Рождества. Ведь пророки предваряли пришествие Господа по плоти и готовили богоизбранный народ к Пришествию Христову.

Софония жил в VII веке до Рождества Христова и проповедовал во Иудее около 630 года. «Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия, сыну Годолии, сыну Амории, сыну Езекии, во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского», - начинается его пророческая книга (Соф.1,1). По всей видимости, пророчество Софонии имело место до культовой реформы Царя Иосии, о которой говорится в книге Царств (4 Цар.22-23). Других сведений о пророке в библейском тексте не сохранилось.


Пророк Софония предвозвещал грядущие на Вселенную и на Иудейское Царство бедствия. Книга Софонии состоит из трех глав. Сразу же после надписания книги, говорящем об ее авторстве, Господь Бог, устами его, возвещает Конец Мира: «Все истреблю с лица земли, говорит Господь. Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли» (Соф.1,2-3). 

Грядущая катастрофа постигнет не только весь враждебный Израилю языческий мир, но и, непосредственно, Иудею, которая тогда, во времена проповеди Софонии, весьма отступила от Бога: «И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима: истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками, и тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному, и тех поклоняющихся, которые клянутся Господом и клянутся царем своим, и тех, которые отступили от Господа, не искали Господа и не вопрошали о Нем» (Соф.1,4-6). 

Пророк обличает безразличие народа и нежелание его постигать божественную волю: «И будет в то время: Я со светильником осмотрю Иерусалим и накажу тех, которые говорят в сердце своем: "не делает Господь ни добра, ни зла» (Соф.1,12).

Пророк Софония возвещает наступление «Великого Дня Господня»: «Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня» (Соф.1,14). Характерен призыв Пророка к смирению. Оно одно, по слову Софонии, поможет избежать будущего гнева: «Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф.2,3). В последних строках пророческой Книги Софонии содержится обетование избавления для хранящих заповеди: «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!» (Соф.3,14). «Итак, ждите меня, говорит Господь!» (Соф.3,8). Для новозаветной Общины слова эти являются несомненным свидетельством Грядущей Пасхи.

Книга Пророка Софонии заставляет Общину вспомнить о том времени, когда, в библейском народе, Пророки провозглашали грядущие бедствия и катастрофы, а после, с пришествием Нового Завета, это пророческое служение восприняла новозаветная Община. Она имела мужество, имела знание, была безупречна, обладала дерзновением, чтобы, от Имени Живого Бога, предостерегать, и напоминать о том, что Бог – Бог Мститель и Судия. Бог умеет обрушивать. Бог судит. Бог видит. Бог слышит. Бог ждет. 

Эти пророческие, а, после, святоотеческие, слова, голос Народа Завета, а, после, Голос Церкви приводили народ к покаянию, приводили ко вниманию и исправляли. Господь же мог миловал. Бог отводил Свой гнев. Многократно и многообразно избавлял. Щадил. Милосердовал. 

Когда пророки умолкли, а Община забыла о своем призвании, восстало множество секулярных лжепророков, а бедствия стали приходить на землю в виде войн, зол и болезней – беспричинных, катастрофических, необъяснимых. Божественные казни – понятны, а казни от людей – жестоки, и бессмысленны, и не ясны, коварны, демоничны, злы. 

Пример тому хранится в Библии: «Когда Давид встал на другой день утром, то было слово Господа к Пророку Гаду, прозорливцу Давида: пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три наказания предлагаю Я тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою.  И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне» (2 Цар.24;11-14). 

«Но пусть впаду я в Руки Господа», - да будет возгласом Общины. Ведь руки человеческие - как руки дьявола, они - коварны, ложны, злы. «Их руки полны крови, потому что они не приняли Слова, чрез которое делается приношение Богу», - пишет священномученик Ириней (130-202) (Против Ересей 4,18,5). А Руки Бога – суть Сын и Дух Святый (4,20,1-4). 

День Память Софонии пророка да будет для Общины призывом к покаянию, призывом вспомнить о своем Призвании. «Сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих» (Апокалипсис 10,11).
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski