Августин Соколовски, священник, доктор богословия
Среди бесчисленного множества прославленных святых лишь весьма немногие вошли в Память Церкви с именем «Великий». Таковы Отцы Церкви, епископы, мыслители и богословы: Афанасий Александрийский и Василий Кесарийский на Востоке, Лев и Григорий Римский на Западе; таковы пустынники, монашествующие, основатели великих аскетических традиций, подвижнических школ и преданий: Антоний, Феодосий, Пахомий, Пимен, Варсонофий, Арсений, Пимен, Онуфрий и Иларион.
Однако, первым святым, удостоившимся такого наименования в Церкви стал Александрийский епископ Дионисий. Святой был четырнадцатым епископом Александрии – кафедры, основанной Апостолом и Евангелистом Марком. В то время города Константинополя еще не существовало, поэтому именно Дионисий был первенствующим иерархом на всем Православном Востоке. Таким образом, по слову Апостола Павла, «ему было вверено попечение о всех церквах» (ср.2 Кор.12,28).
За свою жизнь Великий Дионисий сделал столь многое, что казалось, будто этот человек прожил сразу несколько биографий.
1. Он пережил обращение из язычества ко Христу и крестился в сознательном возрасте;
2. Был глубоко образованным человеком, богословом и философом. До своего избрания во епископы руководил знаменитой Александрийской Школой; оставил множество не дошедших до нас произведений;
3. Дионисий безупречно управлял Александрийской Церковью, заботился о возвращении в нее падших во время гонений, примирял враждующих и противостоял расколам;
4. Святой епископ пережил несколько гонений, подвергался преследованиям и был неоднократно сослан;
5. Все время своего служения Дионисий оставался благовестником, миссионером, много путешествовал и обратил ко Христу множество людей;
6. Он был столпом Православия, противостоял ересям;
7. Дионисию Великому в Церкви придается канонический авторитет. Он – один из немногих Отцов, дисциплинарные решения которых вошли в свод Православных Канонических Правил;
8. Дионисий противостоял расколу Новата и Новациана. Последние отрицали возможность для отпавших во время гонений быть снова принятыми в Церковь. Дионисий настаивал на милосердии и принимал совершивших отречение через покаяние; 9. Именно ему принадлежит решающая роль в вопросе о дате празднования Пасхи, а именно привычная нам переходящая дата после весеннего равноденствия. О ней он сообщал в своих знаменитых Пасхальных Посланиях;
10. В споре о повторном крещении принявших первое крещение у еретиков – Церковь Рима настаивала на простом принятии, а Карфаген и Малая Азия крестили повторно. Дионисий же, в принципе, был согласен с принципом принятия, но не осуждал перекрещивавших «по причине давности и этого предания».
Подробными сведениями о Дионисии мы обязаны «Церковной Истории» Евсевия Кесарийского (+339). Автор, которого называют «Отцом Церковной Истории», посвятил Дионисию шестую и всю седьмую книги своего бессмертного труда.
Дионисий родился в конце II века в языческой семье. Об этом свидетельствует само его имя. Древняя Церковь не изменяла имен приходящих ко Христу людей, но, наоборот, считала необходимым, чтобы каждое данное человеку при рождении имя в крещении приобщалось Общению Святых.
Дионисий жил светской языческой жизнью, но обратился ко Христу после чтения христианских книг и общения с Оригеном. В 231–32 году он возглавил Александрийскую Богословскую Школу. В то время сам он был пресвитером. «В это же время, - пишет Евсевий (VI, 29), - Антиохийский епископ Зебин перешел в иную жизнь; его преемником стал Вавила; в Александрии после Димитрия обязанности его нес Иракл; управление Огласительным Училищем перешло к Дионисию, тоже одному из учеников Оригена».
В 247 году Дионисий был избран епископом Александрии. «Шел третий год царствования Филиппа, когда после шестнадцати лет епископства в Александрии скончался Иракл; его преемником стал Дионисий» (VI, 35). За время своего чрезвычайно долгого по тем временам понтификата, длившегося 17 лет, святой пережил три жестоких гонения: 1. Первое, в конце правления Филиппа Аравитянина (ум.249) в 248 году в Александрии, в итоге переросшее в гражданскую войну; 2. Второе, Гонения Декия (ум.251) в 249–251 годах, которое было чрезвычайно кровавым и прокатилось по всей Империи; 3. И, наконец, третье, начавшееся в 257 году, при Валериане (правил в 253-260), который вначале благоволил христианам, но затем, под влиянием магов, начал жестокое преследование христиан.
Результатом гонения Декия было множество отречений от веры. Но велико было и число мучеников и исповедников. Префект Сабин повелел искать епископа повсюду, будучи уверен, что тот покинул город бегством. «Я четыре дня сидел дома, ожидая прихода воинов, а те кружили по всей окрестности, выслеживая меня по дорогам, рекам, по полям, где, подозревали они, я прячусь», приводит Евсевий слова самого Дионисия в одном из Посланий (VI, 40, 2). Обнаружив его в итоге в городе, римские воины повели его на расправу. Но на пути он был неожиданно освобожден окрестными крестьянами. Подобно своему великому современнику, Киприану Карфагенскому (+258), Дионисий пребыл в изгнании до самой смерти Декия.
В третье гонение, при Валериане, святой был сослан в Ливию. Но, вопреки замыслу язычников, полагавших, что в местах ссылки святого ждет самосуд и расправа местного населения, он совершал богослужения и проповедовал Евангелие. «Сначала нас гнали и бросали в нас камнями, но затем немало язычников оставили идолов и обратились к Богу. Тогда впервые посеяно было там слово: раньше они его не слышали» (VII,11,13). После того, как гонитель Валериан в 260 году был взят в плен персами и убит, Дионисий вернулся в Город, но, по причине вспыхнувшей гражданской войны, был лишен доступа к горячо любимой им пастве и обращался к ней в скорбных, и, одновременно утешительных письмах.
И, наконец, именно Дионисий, по откровению свыше, ввел в жизнь Церкви новый, ныне, к сожалению, забытый, образ святости. Около 260 года, когда после смерти гонителя Императора в Александрии вспыхнула гражданская война, а затем страшная эпидемия и чума, все язычники в страхе бежали. «Заболевавших они выгоняли из дома, бросали самых близких, выкидывали на улицу полумертвых, оставляли трупы без погребения – боялись смерти» (VII,22,10).
В отличие от считавших себя религиозными язычников, христиане, которых те же язычники считали безбожниками и атеистами, ухаживали за больными, укрепляли их и утешали, пребывали с ними до смертного конца. Сами умирали, тогда как бывшие предметом их заботы нередко выздоравливали и оставались в живых. «Весьма многие из наших братьев по преизбытку милосердия и по братолюбию, не жалея себя, безбоязненно служили больным, ухаживая за ними ради Христа. Исполняясь чужого страдания, заражались от больных и охотно брали на себя их страдания, радостно умирали вместе (VII,22,7).
«Они принимали тела святых на распростертые руки и прижимали их к груди, несли их на своих плечах и не могли, обнимая, от них оторваться» (IX,22,7). «Такая смерть возможная только по великому благочестию и крепкой вере, считалась равной мученичеству», - напишет Дионисий в своем Послании (IX,22,7). О том, что сам он, как, примерно в то же время и Киприан в Карфагене, также участвовал в деле служения больным в эпидемии, Дионисий в смирении предпочел умолчать. Всю свою жизнь он жаждал мученичества, но, проведя сквозь три гонения, Господь сохранил его в живых.
Память послуживших ближним даже до смерти «Александрийских Мучеников» стала в Древней Церкви празднованием. Так, в Римском Мартирологе, под 28-м числом месяца февраля месяца сохранилось такое воспоминание: «Память святых пресвитеров, диаконов и иных многих, которые, во времена Императора Валериана, когда в Александрии в Египте бушевала весьма страшная эпидемия, заботясь о страждущих от болезни, с радостью встречали смерть - вера благочестивых почитает их как Мучеников».
"Смерть равная мученичеству», — это приведенное Дионисием сравнение вовсе не случайно и чрезвычайно важно. Дело в том, что, в отличие от нас, православных христиан XXI века, знающих многие чины святости – мучеников, святителей, преподобных, праведных, юродивых, новомучеников, страстотерпцев, бессребреников – Древняя Церковь, за исключением библейской святости праотцов, патриархов и пророков, и новозаветной апостольской святости, знала и исповедовала лишь святость мучеников. Дни их кончины именовались «Днями Рождения», а литургия совершалась на мученических гробах. Удивительным, сохранившемся в неизменённом виде сквозь многие столетия свидетельством такого восприятия святости в нашем богослужении остается начало тропаря Всем Святым: «Иже во всем мире мученик Твоих».
«Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли», - говорит Послание к Евреям (Евр. 11,38). Важно понимать, что речь здесь идет о ветхозаветной святости. Она означала непричастность к языческому миру, приобщенность к Народу Божию, отделенность, бегство, уход. Первоначальная же святость Древней Церкви имела совершенно иную направленность, означала свидетельство о Христе перед всеми, проповедь, исповедание, готовность пострадать за веру в Него. Святость мучеников, святость как пролитая кровь. «Смерть равная мученичеству» … По сути, святой Дионисий, силой данной ему благодати, и, главное, собственным примером служения ближним во время бедствия, раскрыл новое новозаветное, безбрежное измерение святости - Святости Океана Слёз.