Публикации

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

Августин Соколовски

Евангелие говорит о том, что, когда Господь Иисус был распят на Кресте, солнце померкло, и наступила тьма. Эту тьму переживали не только те, кто присутствовал тогда перед Крестом Христовым. Но и все, воспоминающие Страдание Господа, Церковь от начала времен и до скончания века, переживают и будут переживать эту необыкновенную ночь уже наступающей Великой Субботы, когда солнце как бы упраздняется, скрывая свои лучи. Переживают тьму, исполненную света, мистику света и огня. Это свет, исходящий от лица Христова, свет факелов, принесенных теми, кто пришел взять Господа на Крест, и это свет свечей, которые приносит и держит в руках странствующая в истории Церковь, слушая Евангелие Страдания. «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся», - пророчески говорил Иисус об этих днях (Лк.12:49).

Свет этот освещает всех тех, кто участвовал, кто присутствовал, кто видел Страсти Христовы, Его Распятие и Его Восшествие на Крест. Свет этот освещал каждого по-разному, ведь каждого освещал свой свет. В этой ночи страдания важно вглядеться в лица присутствовавших тогда, увидеть их при свете лица Христова, при свете факелов и при свете наших свечей. Лицо Христово освещает апостолов, освещает учеников. Свет лица Его падает на тех, кто остался ему верен, даже оставив Его, но не предав. Свет Христов освещает своим тихим вечерним светом их всех, тех, кто вблизи и кто издалека смотрит на Крест, на котором высится Спасение мира.

Об этом говорят Евангелия. Евангелия говорят и о Той, Кого свет Христов освещал особым образом. Это Матерь Господа. Несомненно, что из всех предстоявших Кресту Христову и созерцавших Его на протяжении всей христианской истории именно Она приняла наибольшую долю страдания, приобщившись Христовых мук. Неслучайно, что многие песнопения Великой Субботы, в таком обилии посвящены именно Марии Деве.

Свет Христов освещает апостолов. Он освещает Петра, Первоверховного, обещавшего Христу умереть за Него и заплакавшего при пении петуха. Свет Христов освещает предателя. Но предатель боится света Христова и поэтому лицо его видно лишь при свете факелов.

Свет Христов освещает и таинственных персонажей евангельской истории, о которых почти ничего неизвестно, кроме нескольких слов Евангелистов. Среди них жена Пилата, пославшая к правителю с просьбой отпустить Праведника, ибо она «много пострадала за него во сне» (Мф.27:19). Свет освещает и того, кто на слова Христовы о том, что Он не сделал и не сказал ничего плохого или тайного, бьет Его по лицу, говоря: «Так ли отвечаешь первосвященнику?» (Ин18:22). Дерзость этого поступка настолько возмутила первых слушателей Евангелия, что в одном из апокрифов говорилось, что ударивший Христа был именно тем расслабленным, которого Господь в свое время исцелил у иерусалимской купели милосердия. Согласно Евангелию, он не знал имени Исцелившего, узнав же, тотчас объявил иудеям, что это был Иисус. Тогда Господь предупредил его: «Не греши, чтобы не случилось с тобой чего худшее» (Ин. 5:14). Ранняя Церковь увидела в этом такую будущую глубину предательства, которая просто не смогла скрыться ни тогда во мраке ночи, но сделалась видна при свете факелов.

Среди всех тех, кто предал, бежал или просто ушел, скрылся, оставив Господа, но, так или иначе, все равно неизбежно предстоял перед Крестом Христовым, есть человек, за которым Церковь, как Общество Верующих, будет всегда особенным образом наблюдать. Это Понтий Пилат. При чтении последних глав Евангелия от Иоанна невольным образом создается впечатление, что сам автор как бы проникнут к нему какой-то особой симпатией. В повествовании Евангелия от Иоанна чувствуется желание обвинить иудеев и оправдать Пилата. Пилат говорит со Иисусом Христом, он спрашивает Его, откуда Он. Наконец, Пилат задается вопросом, «что есть истина» (Ин.18:38). Толкователями этот вопрос часто воспринимался, как кульминация языческого богоискательства. В постмодернистской перспективе современности, когда истин множество и, одновременно, нет ни одной, вопрос этот звучит по иному.

Пилат по-своему бессмертен. Вечный персонаж человеческой истории. Он единственный человек, помимо Девы Марии и Самого Иисуса, который в Символе Веры упоминается по имени. Язычник Пилат близок каждому. Странным образом в наши дни он напоминает идеальный образ демократического правителя. Не желает принять ответственность по принятию решения, он весь суд отдает народу, зная страхи народа, его боязни и пожелания. «Что есть истина?». Слово «манипуляция», этимология которого восходит к умелому действию рук, напоминает о знаменитом жесте правителя. «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мф.27:24). Так действие Пилата обретает пророческое политическое значение. Пилат – это и прообраз агностика, образ человека, который не знает о Боге, потому что не хочет, или не может более знать.

Важно помнить, что имя Пилата внесено в тексты древних Символов Веры не случайно, и не для хронологии. В лице Пилата Христу предстояла Империя. По приговору Пилата Христос был распят. Тем единственным, что, после суда над Господом, осталось из судебных протоколов, было написанное Пилатом на Кресте свидетельство, что Иисус – Иудейский Царь. «Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал». (Мф.19:21-22). Пилат вынес Иисусу смертный приговор.

Подобно тому, как покой Великой Субботы предшествовал Воскресению Христову, богословию Воскресения предшествует особенная теология субботнего покоя Господа. Чтобы понять суть Великой Субботы, нужно очень хорошо знать Священное Писание, знать учение Отцов Церкви, разбираться в догматическом богословии, и, как это ни парадоксально, понимать современность.

В соответствии с Апостольским Символом Веры, «Господь Иисус страдал при Понтии Пилате, умер и погребен и сошел во ад». Время Великой Субботы — это время сошествия во ад Господа Иисуса. Истина о сошествии во ад является догматом. Господь сошел в сердце земли. Это не геологическое, но библейское сердце планеты, о сошествии в которое говорит вера Церкви. Господь сошел во чрево земли, чтобы разрушить ад.

Важно помнить, что опыт ада доступен каждому. Оставшийся наедине с умершим человек. Заблудившийся в лесу ребенок. Объявление «Пропала собака». Что страшного, ведь рядом нет никакой угрозы? И вот это «нет никого» и является реальным опытом ада. Опыт ада как полнота отсутствия присутствия. Ада, который царствовал над бытием мира до встречи с Ним. Библейская истина о существовании ада в догмате Древней Церкви о сошествии во ад Господа оборачивается провозглашением о его разрушении.

Богословию Воскресения предшествует богословие Великой Субботы. Суббота после дня Распятия Господа в Великую Пятницу является днем, когда Воскресение и Пасха Господня еще не наступили. Господь Иисус еще не преодолел ту границу между жизнью и смертью, которая для библейского человека была загадкой и тайной, а для нас стала абсолютной, непреодолимой, научно показуемой, медицинской данностью. Беспристрастная адская анонимность этой данности делает правильное понимание Воскресения чрезвычайно важным.

Богословие Великой Субботы есть провозвестие свободы. Не философской свободы, как способности выбирать добро и зло, но библейской, и новозаветной свободы во Христе, понимаемой как способность любить и совершать только добро. Уснув сном Великой Субботы, Господь Иисус свободным сошел во Ад. Так, свобода бесконечного следования только добру Господа Иисуса – этого единственного исторического Само-Откровения Бога в полноте – в добровольном предании себя за жизнь мира вышла навстречу небытию и несвободе ада.

Богословие сошествия во ад Господа Иисуса означает упразднение вечной самоизоляции человека, которая когда-то началась в Раю и, в своем трагическом самоутверждении за счет других, более не могла остановиться, Сошествие Господа во ад означает, что Господь, распятый, снятый со Креста, и пребывавший во Гробе, не восхотел остановиться в Своем домостроительстве, то есть спасительном всепобеждающем замысле Бога о спасении мира.

Церковь верует и исповедует, что Господь Иисус был распят и умер на Кресте. Господь почил сном Великой Субботы. «Смерть Твою, Господи, возвещаем и воскресение Твое исповедуем», - говорится в древних литургиях. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал», - пишет Петр в своем Послании (1 Петр.3,18-19). Писание и Вера Церкви говорят о том, что смертный покой Господа был не долгим, но абсолютно подлинным. И, главное, он не был само-упразднением, но временем Его домостроительной, деятельной неутомимости. «Время сотворить Господу», - эти слова из чина литургии имеют двоякий смысл. Наступило время служения Господу и наступило время, когда действует Сам Господь. Покоясь смертным сном Великой Субботы, Господь Иисус исполнял заповедь о покое в субботу. Действуя в Сошествии во ад, Он поступал мессиански суверенно. Ибо нарушил субботний покой.