На литургии тринадцатого воскресенья по Пятидесятнице прочитывается восемьдесят седьмое зачало Евангелия от Матфея, 21-я глава, стихи 33–42. Это притча о злых виноградарях. Она содержится во всех трех синоптических Евангелиях. Согласно евангельскому тексту, «хозяин дома насадил виноградник». Виноградник — это весь мир, виноградник — это ветхозаветный Народ Израиля, и это Церковь. Хозяин «отдал виноградник виноградарям и отлучился». Бог создал мир таким образом, что присутствие Его в этом мире совершенно незаметно. Чем дальше развивается человеческая история, тем более «отсутствие» Бога в мире становится очевидным. Когда произведение искусства может жить своей собственной жизнью и не нуждается в мастерстве своего автора, в этом особенное мастерство художника. «Хозяин отлучился». Утверждение, что наука когда-либо сможет естественным путем обнаружить в мире Бога, это ересь. Все такие попытки обречены на провал.
«Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды». Хозяин отлучился из виноградника. Его нет. Но за этим отсутствием скрывается присутствие. Ведь Бог постоянно наблюдает за Своим виноградником. Он поставил ему цели. Он администрирует творением. Просто это Его управление незримо. Пророки, люди Божьи, Его слуги посещают этот мир по Его распоряжению. Но не находят в нем добрых плодов. Мир деградирует, в нем преобладает безразличие и энтропия. Ветхий Завет оказался не готов сохранить верность Его Завету, а Церковь бывает не верна своему призванию. «Виноградари, схватив слуг его, иного прибили». Слуги Бога постоянно подвергаются насмешкам и преследованию. «Иного убили». Друзья Божьи часто бывают судимы и убиты по ложным обвинениям. «Иного побили камнями». Побиение камнями – это наказание за религиозное преступление. Апогеем зла в мире, в Ветхом Завете, в Церкви становится такое зло, когда рабов Божьих казнят по имя Религии. Это имеется в виду под побиванием камнями. «Послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же». Всякая мечта о золотом веке, ностальгия о времени, когда люди были по-настоящему верующими, а народы благочестивыми – это злая утопия. Во все времена с рабами Бога «поступали одинаково».
«Наконец, послал он к ним своего сына. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили». Виноградник имеет троякое значение. Это весь мир, это ветхозаветный Израиль, это Церковь. Почему мир противится правде Бога, вполне понятно. Он, по слову Писания, «во зле лежит» (Иоанн 5,19). Он нуждается в искуплении, ревет о нем, выражаясь словами песни Тиля Линдемана, но не имеет в себе этой правды, а потому хочет завладеть ей силой, переиначить и использовать для своих целей. Ветхозаветный Израиль уверовал в Мессию частично. Меньшая часть уверовала, а большая часть отвергла Его. Об этом нельзя забывать. Ведь Церковь состояла и состоит из иудеев и язычников. Большая часть Израиля не уверовала по особенному замыслу Бога. Ведь если бы весь Израиль уверовал, то христианство осталось бы локальной иудейской религией и просто не смогло бы приобрести всемирное измерение для всех народов. Об этом многократно говорил Сам Христос, об этом писал самый верный ученик Его Апостол Павел. Поэтому «они вывели его вон из виноградника и убили». Неверие иудеев подарило Иисуса всему миру.
Но почему же отвергает Сына Божия Церковь и как это вообще возможно, если Она Тело Христово? Дело в том, что по убеждению Отцов Церкви, которое берет свое начало в богословии древнего карфагенского автора, Тихония Донатиста, Церковь – это двухчастное тело. В ней одна часть принадлежит Христу, а другая дьяволу. Об этом в своих наиболее зрелых произведениях писал великий Отец Церкви святой Августин. В конце истории это двухчастное тело будет разделено, слуги Бога удостоятся Царства, а злодеев Бог «предаст злой смерти, виноградник Он отдаст другим». Ведь мире есть очень много людей, которым еще только предстоит уверовать. Они удостоятся этого дара в положенное время, кто-то на смертном одре, кто-то в последние мгновения жизни. Это те таинственные «другие», которые видимым образом как бы лишены спасения, но которым Бог, в конце истории, «отдаст виноградник» - благодать познания Господа Иисуса Христа.
Итак, они, «другие», те, кого философ Жан-Поль Сартр в свойственном ему атеистическом контексте: называет «адом», во Втором Пришествии Христовом окажутся раем. Для Церкви, как Общества Верующих, это призыв размышлять о Божьих путях в истории, чтобы никогда не осуждать поспешно тех, кто ещё не уверовал. Мы должны просить Святого Духа со всем смирением, чтобы в конце истории Господь Иисус не осудил нас на вечное общение с демонами и злыми людьми, чуждыми Ему.
Наконец, Сын, о Котором говорит Притча, это Сам Господь Иисус. Но Сын — это и виноградник. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь», - говорит Он о Себе в Евангелии (Иоанн 15,1). Господь Иисус и люди в какой-то момент истории искупления как бы меняются местами. Отверженные и неверующие становится "Сыном Бога". Бог посылает их в Виноградник, чтобы они могли приобщаться животворящей реальности Его Христа. Но служители Церкви выводят их вон и подвергают духовной смерти. Да не будет этого с нами.