Публикации

СВЯТЫЕ 29-ГО ФЕВРАЛЯ: Иоанн Кассиан, Иоанн Варсанофий Дамасский, Феоктирист Пеликитский, Кассиан Печерский

В православном месяцеслове всего четыре святых, память которых отмечается 29 февраля. Поскольку разница между григорианским и юлианским календарями составляет 13 дней, «юлианский» 29-й день остается незамеченным в феврале и проявляется в марте. Таким образом, из более чем десяти святых, память которых отмечается 13 марта, если год не високосный, четыре «выделяются» и переносятся на 12 марта, если год високосный. Ведь 12 марта по юлианскому календарю — это 29 февраля. Празднование древней Девпетерувской иконы Богородицы также переносится. Святые словно несут икону с собой, образуя великолепный «календарный Крестный Ход». Если по григорианскому календарю эти святые переносятся на следующий день, то в церквях по юлианскому календарю они «выдвигаются вперед» и переносятся на предыдущий. Это чрезвычайно важное открытие: в юлианском календаре март в високосный год на самом деле имеет тридцать два дня.

СВЯТЫЕ 29-ГО ФЕВРАЛЯ: Иоанн Кассиан, Иоанн Варсанофий Дамасский, Феоктирист Пеликитский, Кассиан Печерский

о. Августин Соколовски

Имена святых 29 февраля следующие: 1. Иоанн Кассиан Римский; 2. Иоанн, епископ Дамасский, по прозвищу Варсанофий; 3. Феоктирист Пеликитский; 4. Кассиан Киево-Печерский.

Святой Иоанн Кассиан (360–435) был аскетом, богословом и духовным учителем. После десяти лет, проведенных в монастырях Египта, он стал учеником Иоанна Златоуста (344–407) и выступал в качестве его посланника и заступника перед римским епископом. Трагическая смерть Златоуста вынудила его искать убежище в Галлии. В Марселе он основал женский и мужской монастыри, и, в сотрудничестве с епископами Галлии, способствовал распространению восточной монашеской традиции. На последнем этапе своей чрезвычайно насыщенной жизни Иоанн полемизировал с Несторием и несторианством, а также с учением святого Августина о благодати. Богословие Нового Времени причисляло Кассиана к так называемым «полупелагианам», то есть тем, кто отрицал первенство благодати в деле спасения. Недавние исследования показали, что это анахронизм. Древняя Церковь не знала полупелагианства. Этот термин впервые использовал Мартин Лютер (1483–1546). Чтобы узаконить свой разрыв с Римско-католической церковью, реформатор попытался обвинить последнюю в ереси и для этой цели придумал термин «полупелагианство».

Святого Иоанна Дамаскина следует отличать от великого Отца Церкви Иоанна Дамаскина (675–753). О нём известно очень мало. Сирийский аскет, он был избран епископом, но вскоре оставил епархию по аскетическим причинам. Иоанн отправился в Египет, где поселился в одном из монастырей Нитрии, назвав себя Варсанофием. Но один из известных аскетов того времени узнал его. Тогда он немедленно исчез в неизвестном направлении.

Святой Феоктирист (+ после 770) был монахом и, возможно, вторым настоятелем знаменитого Пеликитского монастыря на горе Олимп в Вифинии после Илариона Нового (+754) и до Макария Исповедника (+830/840). Это была одна из четырех Святых Гор византийского монашества, из которых до наших дней сохранился лишь Афон. Во время гонений византийского императора-иконоборца Константина Копронима (741–775) монастырь был разрушен византийской армией. Монахов забрали и взяли под охрану, многие были убиты. Палачи отрезали преподобному нос, облили смолой и сожгли бороду. Это произошло в 764 году. Феоктирист отказался осудить почитание икон. После разрушения своего родного монастыря он скрывался в монастырях Олимпа и скончался после 770 года. И, пожалуй, самое важное: именно святой Феоктирист является автором знаменитого молебного канона Пресвятой Деве Марии, «Многими содержим напастьми». История знала еще одного Феоктириста, который был монахом и духовным поэтом. Поддавшись ложным мистическим видениям, он обратился в иудаизм. В одном из своих писем старец Амвросий Оптинский (1812–1891) рассуждает об этом примере и ошибочно отождествляет преподобного Феоктириста, автора канона, с этим несчастным иноком. В богослужебных книгах имя святого исповедника передается в иной транскрипции, как Феостирикт. Это греческое имя переводится, как «утвержденный Богом».

Четвертым и последним святым, память которого отмечается 29 февраля, является святой Кассиан Киево-Печерский. Автор второго по значимости сборника житий святых в Русской Церкви, богослов и патролог, архиепископ Черниговский Филарет Гумилевский (1805–1866) относит память Кассиана Отшельника к 29 февраля, что вполне логично. В соответствии с традицией, установленной в православной агиографии, если день небесного рождения святого и мощи не обретены, то день поминовения святого привязывается к дню празднования дня его небесного покровителя. Святой Кассиан жил в XII веке и закончил свою жизнь в глубоком уединении, настолько полном, что даже келья в буквальном смысое стала его могилой, замурованной пещерными стенами, о чем свидетельствует специальная табличка в пещерах святого Феодосия в Киево-Печерской Лавре, именуемых дальними. Это означает, что его мощи, в принципе, найти невозможно. Об обстоятельствах его жизни и деяниях ничего не известно. Сохранилась лишь память о святом и его почитание среди народа Божьего. «Ты можешь кричать громко и бесконечно, но в этом огромном адском городе мы никому не нужны», - зловеще заметил главный герой фильма Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Церкви, как Обществу Верующих, странствующему в истории, святой аскет Кассиан дает пример полного, тотального, всеобъемлющего и всеохватывающего уединения. Такое отшельничество, не только физическое и телесное, но уход от всякой информации о себе и о ближних чрезвычайно релевантны в наше последнее время, в которое каждый известен каждому, но всякая известность бесполезна.