Святой Власий был небесным покровителем великого французского богослова и математика Блеза Паскаля (1623–1662). Фамилия знаменитого советского тяжелоатлета Юрия Власова (1935–2021) также происходит от святого Власия. Имя Агриколы - человека, который, по словам агиографов, осудил и казнил святого Власия, переводится как «земледелец». Словно отражая библейскую историю Каина и его жертве от плодов земли, и Авеля и его жертвоприношения животными, история Власия, кажется, намеренно переосмысливает слова апостола Павла о том, что всё творение страдает, в жажде искупления. Оказывается, творение страдает до тех пор, пока не присоединится к служению святых, оказывая им наивную, безобидную и беспомощную помощь. Власий и его животные вместе заняли место во славе мессианского трона, приготовлением к которому, по многочисленным апокалиптическим образам древнейших церквей, является история.
СВЯТОЙ ВЛАСИЙ СЕВАСТИЙСКИЙ
о. Августин Соколовски
24 февраля Церковь празднует память святого мученика Власия Севастийского. Он пострадал за веру во Христа при императоре Ликинии 3 (16) февраля 316 года. Формально Лициний был одним из соавторов Миланского эдикта (313), даровавшего христианам веротерпимость, и поэтому не должен был убивать христиан. Власий пережил Великое гонение Диоклетиана (303–313). Весь образ этого святого был исполнен мира. Возможно, поэтому Господь судил ему пострадать за Христа в мирное время.
Память святого Власия – это также праздник в честь великой Севастийской Церкви, которая из-за исхода и истребления христианского населения канула в лету. Город Севастия (ныне Сивас в Турции), где он был епископом, расположен в Каппадокии. В то время он был столицей римской провинции Малая Армения, форпостом Рима в этой части Малой Азии на путях, соединявших империю с Ираном и Месопотамией. В Севастии также служили епископами знаменитый учитель аскетизма Евстафий и брат Василия Великого, Петр. Уроженцами этого города были святые Мелетий Антиохийский (†381) и Модест Иерусалимский (†634). В Севастии за Христа пострадали также Иринарх и семь мучеников (†303), Афиноген и десять его учеников (†311), Аттик и его дружина (†311), Севериан (†320), Антиох Врач и Кириак (†313), который должен был быть его палачом, но обратился к вере в последнее мгновение.
Сам Власий был духовным преемником великомученика Евстратия Севастийского (284–305), которого считал своим учителем. Он присутствовал при его мученичестве, укреплял его, исполнил его волю о погребении его самого со дружиной. Всего через четыре года после Власия 40 мучеников Севастийских (†320) исповедали свою веру. Преемник Власия, местный епископ, обрел их нетленные тела, следуя указаниям, полученным в видении. До своего избрания епископом Севастийским Власий был врачом. Его способность исцелять людей и, что особенно замечательно, животных, в сочетании с даром молитвы, снискали ему огромное почитание среди всех христиан.
Четыре сохранившиеся версии мученичества Власия очень похожи. Сведения о нём согласуются с другими доступными историческими и географическими данными по истории Древней Церкви. Семантика и подробности страданий Власия поразительны. Примечателен рассказ о начале его мученичества. Префект по имени Агрикола был фанатичным гонителем. Принуждая христиан отречься от веры, он подвергал их различным пыткам. Отказавшихся убивали мечом, сжигали на огне, топили в воде или скармливали диким зверям. Именно для этого, чтобы собрать как можно больше диких животных, он послал охотников в Аргейские горы. Здесь, в пещере, Власий скрывался от гонений. Тем самым он следовал правилам Древней Церкви, запрещавшим христианам самостоятельно искать гонений.
Местные горы обожествлялись язычниками. По их представлению здесь обитали божества.
«Власий возносил Богу молитвы и прославлял Его святое имя.
- Выйди отсюда, сказали они -, и ступай с нами в город к игемону Агриколе.
Услышав это, святой обрадовался:
- Хорошо, дети мои, палачи, пойдем вместе. Господь обо мне вспомнил. Он явился мне трижды в эту ночь, говоря, встань и принеси мне Жертву, как подобает по твоему званию Епископа».
Так палачи увидели святого совершающим Евхаристию, а перед входом в его пещеру во множестве резвились звери. При виде христианского епископа, в их понимании оскверняющего языческое святилище, их ненависти не было предела.
Святой Власий воплотил образ библейского праведника, пророка, доброго пастыря, мученика и, главное, святого, чрезвычайно близкого к повседневным нуждам каждого. До своего избрания в епископы он был врачом. Эта благодать исцеления людей, и, что исключительно, исцеления животных, в сочетании с даром молитвы, стала причиной огромного почитания мученика среди всех христиан. На Западе его почитают как помощника в человеческих недугах, в частности, при заболеваниях горла. Так, в немецкоязычных странах в день его памяти совершается особый обряд под названием «Благословение святого Власия», когда всем нуждающимся предается благословение свечами в форме Андреевского креста. Во многих итальянских деревнях в дни его памяти проходят крестные ходы в честь святого. На Востоке к Власию обращались, в основном, крестьяне, для благословения скота. Секуляризация общественной жизни, урбанизация и «модернизация» постепенно «дематериализовали» его образ, превращая в сказочного персонажа. Остановить этот процесс – назовём его «охлаждением памяти святости» – дело богословия и благочестия. Подобно Сорока Мученикам Севастийским, чьим предшественником он стал, святой Власий был заморожен в ледяных водах Севастийского озера.