Публикации

Святой Антоний Великий

«Побеждающего сделаю столпом в церкви Бога моего» (Апок.3,12). 30 января Община празднует память одного из самых драгоценных своих святых – Антония Великого. Антоний был основателем монашества, апостолом подлинного обращения, поборником Никейского Православия, героем веры на все времена. Житие Антония читали Амвросий, Иероним и Августин, житие Антония знали Василий, Григорий и Иоанн, жизнь Антония стала прототипом христианской аскезы на все времена. Господь сделал его столпом Своей Церкви.  

Преподобный родился в 251 году, отошел ко Господу в 356. Пережил эпоху преследования христиан со языческим Римом, Императора Константина Великого, Никейский Собор, застал эпоху догматических споров.

Антоний последовал за Христом в юности. Родители его были христиане. В восемнадцать лет он осиротел. Услышав в церкви призыв евангельского чтения раздать все имение и отдать нищим (Мф.19,21), Антоний сделал это: оставшиеся от родителей земли он раздал жителями своей деревни, а движимое имущество распродал, деньги раздал бедным, а часть оставил сестре. Но голос Евангелия шел за ним вслед, не давая покоя. «Не заботьтесь» (Мф.6,34), - были следующее услышанные им в храме слова.

Так Антоний ушел в пустыню. Воображение современников потрясли описанные в его житии повествования о посещавших Антония демонах, иногда пугавших его, а иногда льстиво влекших оставить уединение. Бесплотное зло в присутствии Антония как будто бы начинало завидовать противоборствующему ему человеку из плоти и крови, и начинало материализовываться, принимая при этом уродливые, искаженные, страшные формы демонических обличий. Имя Антоний буквально означает «противоборствующий».

Вначале Антоний жил недалеко от селения, а затем удалился в гробницы вдали от людей. Там он провел долгую, уединенную, но, при этом весьма наполненную событиями жизнь. Будучи вне мира, он как будто бы держал руку свою на пульсации сердца и Вселенной и Церкви. Антоний поддержал Никейское Православие.

Современник Великого Гонения (303-313), Антоний, согласно Преданию, приходил из пустыни в Александрию, чтобы своим присутствием укрепить тех, кто был схвачен и мучим за веру во Христа. Возможно, Антоний сам жаждал пострадать в свидетельстве произнесенного слова и пролитой крови. Но Бог не слышал его. Ведь церковные каноны очень рано запретили христианам искать мученичества самим и провоцировать гонителей. Поэтому Антоний, которому тогда было 60 лет, в нерешительности робкого, юношеского, вопрошания о том, примет ли Господь такую его жертву, стоял у стен Александрии, «великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» (Апок.11,8).

Антоний очень помог Церкви. Легализация христианства пробудила спавшие до этого чудовища догматических аберраций, вскоре породившие арианские споры. Александрийская Церковь была особенной Церковью, в которой пресвитерам тогда принадлежала огромная духовная власть. Сохранились древние письменные свидетельства о том, что, когда умирал предстоятель-епископ, священники возлагали руку почившего на его главу и так поставляли ему преемника. Чины поставления священника и епископа могли не отличаться по содержанию.

Таким александрийским пресвитером был ровесник Антония Арий (256-336). Он учил о том, что Слово Божие, Логос, воплотившийся Сын Бога, был сотворен.

Новый образ христианского Императора–Самодержца, как многим казалось, неизбежно должен был привести к признанию абсолютной монархии Бога Отца, превращавшей Сына, Логоса, Богочеловека Христа, в гениальный, но придуманный Сувереном Искусственный Интеллект - инструмент неограниченной воли к власти Вседержителя. Поэтому, стареющий император Константин, его сыновья и преемники в итоге поддержали ариан. «И произошла на брань: Антоний и Ангелы его воевали против дракона. И он не устоял». (ср.Апок.12,7).

Антоний пребывает в памяти Церкви как отец всех монашествующих. Но вряд ли бы мы что-либо узнали о Великом Антонии, если бы на жизненном пути ему не повстречался александрийский епископ Афанасий. Из-за темного цвета кожи, невысокого роста и лысины завистливые еретики-оппоненты прозвали его «человечком». Но Бессмертный, а именно это буквально означает имя Афанасий, обессмертил Антония, записав повествование о его жизни в 360 году, то есть, всего четыре года спустя после кончины аскета-подвижника. Афанасий подарил Антонию бессмертие церковной памяти.

Монашество было первой любовью Афанасия. Но монахом он не стал. Ведь в сознании Древней Церкви монашество и епископство были несовместимы. Афанасий был епископом Великого города Александрии. Но именно среди монашествующих он искал прибежища в изгнании и поддержки в своих многочисленных противостояниях с властью. Антоний укреплял Афанасия в истории его бедствий.

Мы называем Антония отцом Восточного Монашества. Церковь же считает Антония Отцом всех монахов. В те времена Египет был центром мира, первенствующей после Рима Кафедрой апостольского происхождения, славной частью Средиземноморской Цивилизации.

Вскоре после кончины Антония демоны в видении пытались обвинить подвижника во множестве грехов. Ангельский ответ – «эти грехи сделаны были им до монашества, и Бог на них не смотрит» - легли в основу древнерусской традиции принятия перед смертью монашеского образа. Традиции, которая приводила к совершенному забвению единственных подлинных обетов – Святого Крещения. Древнее монашество обетов не знало. Оно было непрестанным «здесь и сейчас» - ad hoc –ходящей пред Богом любовью.

Антоний Великий – отец всех монашествующих. Но есть у Антония свои, собственные, особенно близкие ему по прямому историческому преемству ученики. «Антоний был родом египтянин», – начинается «Житие» Афанасия. Монашествующие основанных им в Египте монастырей, представители так называемой до-халкидонской церковной традиции, суть дети Антония.

Опираясь на предыдущую александрийскую традицию, Церковь Египта некогда отвергла постановления Вселенского Собора в Халкидоне (451). Опираясь на монашествующих и народ, Александрия смогла устоять в доктринальной битве с Империей Константинополя.  Произошло разделение, равное тому, что постигло западное христианство после Реформации спустя тысячу лет. Восточное Православие пребывает разделенным и по сей день.

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski