Публикации

Сретение Господне

Августин Соколовски

Один из Праздников Церкви – украшение февраля месяца - Праздник Сретения. Слово Сретение в переводе на современный русский язык означает «встречу». 

У праздника Сретения есть и другие названия: «Принесение Иисуса во Храм», «Очищение Пресвятой Девы Марии» и даже «Литургия Света». Каждое из этих названий связано сразличными смыслами Праздника, постепенно раскрывавшимися в Истории Церкви. В Русской Церкви Сретение празднуется 15 февраля.

Праздник Сретения – библейского происхождения. Религиозность Израиля во времена Иисуса Христа строилась вокруг определенных констант, важнейшими из которых был Закон и Храм. Иисус Христос пришел исполнить Закон. Он должен был Его исполнить. Ибо, согласно Писанию, исполнение Закона - в Нем (Гал.3,21).

В соответствии с Законом Моисея, рождение первенца мужского пола сопровождалось триадой обязательных для исполнения обрядов, описанных в библейской книге Левит: Обрезание, Очищение матери, Посвящение первенца.

В соответствии с этим, повествование о событии Сретения начинается со слов об обрезании Младенца. Для нас, людей 21го века, важно, что именно тогда, на восьмой день после рождения (Лев. 12,3), Младенцу было дано человеческое имя Иисус. 

Это, кажущееся привычным событие, в свете догмата о Боговоплощении приобретает невероятный смысл. Чрезвычайно важно помнить, что само слово «Бог», независимо от того, на каком языке оно произносится, является не именем Бога, но конвенциональным понятием, обозначающим Того, Кто выше всякого имени и просто не может быть поименован. 

В библейской книге Исход Бог именует Себя «Сущим» (Исх.3,14). Однако, и это лишь неточный перевод. Употребляемый на иврите термин дословно обозначает следующее: «Он Тот, Кто является Таким, каким Он (постоянно) становится. Становится тем, Кем Он должен стать. Есть и будет». Или, более просто: «Буду быть». Но если для Бога отсутствие имени является знамением Его величия, то наречение имени «Иисус»родившемуся Богомладенцу на восьмой день означает глубину само-смирения Бога. На богословском языке оно называется кенозисом, или истощанием. 

Ведь родившийся Богочеловек, до восьмого дня пребывал безымянным. Он оставался безымянным, чтобы избавить человека от всякой разрушительной анонимности и отсутствия имени, чтобы наполнить жизнью наши имена.

«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лук.2,22). Само-смирение Само-откровения, каковым является Бог.

Согласно той же книге Левит, где дано предписание об обрезании, женщина, родившая ребенка мужского пола, считается нечистой в течение 40 дней. После этого она должна принести в жертву агнца, горлицу или голубя. В случае же крайней бедности – двух голубей (Лев.12;6.8). 

На основании свидетельства Евангелия от Луки о «двух горлицах или птенцах голубиных» можно сделать вывод о том, что Мария и Иосиф были бедны (Лук.2,24). В Библии Бог провозгласил всех первенцев принадлежащими Себе (Исх.13;2.15). 

Во времена существования Храма первенец должен был быть принесен в это единственное на земле Место Присутствия. Книга Чисел повелевала платить за младенца выкуп (Числ.18,16). Об исполнении этих предписаний и повествует Евангелие от Луки. Однако, оно ничего не говорит об уплате выкупа. Отцы Церкви видели в этой подробности указание на послушание и одновременную неподвластность Закону Младенца Христа. 

«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк.2,22-24).

От самого момента принесения Господа в Храм берет свое начало одно из названий праздника Сретения, которое и по сей день является основным в немецком, французском и английском языках. Принесение, или Представление Господа во Храм.В свою очередь, обряд очищения, который, согласно Закону, необходимо было исполнить Пресвятой Деве Марии, лег в основу другого названия праздника, которое также некогда употреблялось в Церкви: «Очищение Пресвятой Девы». 

Сочетание этих двух обрядов – Очищения Матери и Принесения Перворожденного Младенца – послужило причиной того, что, согласно богослужебному Уставу, Сретение, одновременно является и господским и богородичным праздником. То есть, в отличии от других дванадесятых праздников, Сретение, это, одновременно, праздник в Честь Богородицы и Самого Господа Иисуса Христа. 

Сретение - завершение рождественских событий. Сретение это встреча Бога и человека. Встреча человека и Бога. Встреча с Богом, который стал Человеком, чтобы человек познал божественное в себе.