Публикации

Святые Косма и Дамиан

14 июля, когда летнее время года находится на пороге своего преполовения, а Франция празднует День Взятия Бастилии – начало Революции 1789 года и связанных с ней перемен и потрясений - Церковь чтит память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Подобно великим столпам Древней Церкви, Иакову Низибийскому, Ефрему Сирину, Мелетию Антиохийскому, Иоанну Златоусту и Симеону Столпнику, Косма и Дамиан - великий дар сирийского христианства Вселенской Церкви.

Будучи одними из наиболее почитаемых святых на всей протяжении христианской истории, в наши дни святые Космы и Дамиан нуждаются в защите от забвения. С тем, чтобы их имя и чудное, великое и столь актуальное для современности святое бескорыстное врачебное дело, в соединении с безупречной православной верой, благодаря которым они были столь прославлены Церковью, вновь обретало контуры осмысления подлинного во Христе здравоохранения.

Слово «забвение» здесь вовсе не случайно. Дело в том, что со временем сирийское христианское наследие, в рамках Единой Вселенской Церкви, стало отходить на второй план. Православие в IV–V веке начинало становится все более латинским и греческим. И такая участь, впрочем, впрочем, довольно парадоксальным образом, не миновала и святых медиков.

Дело в том, что современный богослужебный календарь трижды (!) празднует память святых чудотворцев и бессребреников: 2) 17 октября Церковь чтит память Космы и Дамиана Аравийских 2) 14 ноября - Космы и Дамиана Асийских (то есть из Малой Азии); 3) 14 июля – нынешнее летнее воспоминание – Космы и Дамиана Римских. Обычно, хотя и весьма нечасто, истории свойственно соединять в одном образе имена, жития, подвиги и знамения различных святых. В случае же Космы и Дамиана произошло совершенно диаметрально противоположно иначе. Долгое время было принято считать, что в каждом из отдельных случаев речь шла о разных святых.

Однако, три различных празднования их памяти, при том, что каждый раз они именуются по-разному – аравийские, асийские и римские – говорит как об удивительной глобальности, или, даже, глобализации их древнего почитания, так и об утрате средневековых церковных общин связи с первоначальным сирийским христианством, разрушении прежде свойственной Римской Империи системе коммуникаций, но также и об удивительном количестве новых, «посмертных», знамений и чудес этих святых в каждом конкретном месте. Получается, что через какое-то время, благочестивый христианский народ начинал забывать, или вовсе не знал об их сирийском происхождении и начинал воспринимать их, как святых местной Церкви. Чтобы было понятнее: так многим нашим соотечественникам в прошлом казалось, что святитель Николай Чудотворец был русским святым, а жителям Италии – итальянцем. Так и Косма и Дамиан, сиявшие в Церкви многими исцелениями, знамениями и чудесами, казались святыми местного происхождения во многих поместных церквах. С этим связан и тот факт, что в честь Космы или Дамиана были названы многие другие подвижники, иерархи и святые христианской древности.

Итак, святые Косма и Дамиан именуются аравийскими по стране их рождения и происхождения, асийскими – по месту образования, врачебного служения, и мученического свидетельства, а римскими – по причине того, сколь мгновенно после их мученичества почитание этих святых распространилось в Риме - столице тогдашней Вселенной.

Уже Папа Симмах (498–514) посвятил имени святых братьев часовню при церкви Санта-Мария Маджоре, а римский святитель Феликс IV (526-530) – храм на форуме Веспасиана, который и по сей день украшает знаменитая мозаика VI века. На ней Апостолы Петр и Павел указывают Христу на святых Косму и Дамиана. Соответствующая надпись свидетельствует о том, что дом Божий посвящен двум мученикам, «пришедшим с востока даровать народу упование здравия и спасения».

В Константинополе в честь святых были воздвигнуты два храма уже в V веке, два других – при Императоре Юстине (518–527). Также в глубокой древности храмы, посвященные святым врачам, существовали в Скифии, Каппадокии, Памфилии и даже в Иерусалиме. Святитель Нонн Илиопольский (+471) в 457 году построил храм в честь святых мучеников в Эдессе. В свою очередь, Император Юстиниан (527-565) благодаря им получил исцеление от неизлечимой болезни. Именно тогда он повелел перестроить и украсить Базилику Космы и Дамиана в Кире, а также усилить их почитание в Константинополе. Здесь главная из посвященных Косме и Дамиану церквей стала прообразом современной лечебницы. Больных размещали в ней на неопределенный срок, не зная, как проводить лечение. Святые же, во сне ли или в видении, являлись им самим или врачам их, сообщая, каким именно, в каждом конкретном случае, должно быть врачевание.

О значительности почитания святых Космы и Дамиана в Древней Церкви говорит тот факт, что имена их упоминаются в чине проскомидии, древней римской евхаристической молитве, а также в главной, тайносовершительной молитве таинства елеосвящения, начинающейся словами: «Отче Святой, Врач душ и тел».

Во время проскомидии, во имя Космы и Дамиана, вместе с другими особо призываемыми святыми, вынимается седьмая по счету частица в честь чина святых Бессребреников и Чудотворцев древности. В римской молитве святые поминаются вместе с Киприаном Карфагенским и римскими мучениками. Если до этого имена святых мучеников добавлялись современниками к этому списку римской молитвы, до святые Косма и Дамиан стали последними удостоенными этой чести. Тем самым, Древняя Церковь обозначила их святость пред Богом, как часть единого великого приношения всей Вселенной. Как об этом поется в тропаре всем святым: «Кровью пострадавших во всем мире мучеников Твоих, как порфирою и виссоном облеченная, их устами Церковь к Тебе взывает, Христе Боже».

Киприан олицетворял собой Африканскую, римские мученики – Италийскую, а Косма и Дамиан – Сирийскую Церковь. В свою очередь, призывая мучеников в таинстве елеосвящения, Церковь просит ходатайства святых о болеющем и страдающем человеке, находящемся, и в этом подлинная суть соборования, по ту сторону человеческого врачевания и человеческой надежды. Как об этом говорится в разрешительной молитве прощения от лица совершающего таинство священника: «Не мою грешную руку возлагаю на главу пришедшего к Тебе во грехах и через Тебя нас у Тебя просящего отпущения грехов, но Твою руку могущественную и сильную, то что в этом Святом Евангелии, которое сослужители мои держат на главе раба Твоего».

Согласно Преданию, Косма и Дамиан были родом с аравийского полуострова. Такое свидетельство само по себе чрезвычайно важно и интересно, поскольку говорит о том, что уже в глубокой древности Аравия была одним из христианских центров. Получив образование на юго-востоке Малой Азии, в Киликии, святые практиковали здесь врачебное дело. При этом, будучи выходцами из семьи, обладавшей достатком, они могли позволить себе не брать денег за врачевание. По имеющимся в житии свидетельствам становится ясно, что лечение больных воспринималось ими в качестве способа благовестия христианской веры.

О мученическом подвиге святых в сирийском городе Кире засвидетельствовал великий и весьма авторитетный епископ христианской древности, Учитель Церкви блаженный Феодорит Кирский (393–458). Дух Святой сподобил быть святителем во этом городе спустя примерно полтора столетия после страдания Космы и Дамиана за веру.

Во время Великого Гонения Диоклетиана (303–313), предположительно, в самом его начале, Косма и Дамиан были взяты под стражу правителем Киликии Лисием. За отказ принести жертву богам, святые были обезглавлены после многих мучений. Вместе с Космой и Дамианом пострадали и святые Анфим, Леонтий и Евпрепий. Оставшиеся в живых христиане перенесли мощи свидетелей Христовых в Кир. Здесь они были погребены до времени, когда на месте их честного упокоения, в эпоху, когда были уже прекращены гонения, была воздвигнута базилика-церковь. Тем самым, Господь зримым образом сохранил святых своих от забвения. «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих. Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя, - говорит Господь» (Ис.49;13.15). (иерей Августин Соколовски)

иерей Августин Соколовски / Dr Augustin Sokolovski