В воскресенье 26 июля, согласно установившейся литургической традиции, Русская Православная Церковь чтит память Святых Отцов Шести Вселенских Соборов. Вселенскими Соборами называются собрания епископата Римской Империи, а также, по возможности, некоторых сопредельных территорий, на которых были сформулированы основные догматические формулировки Церковного Вероучения.
Период с Первого по Шестой Вселенский Собор объемлет собой время с 325 по 681 год, то есть, по сути, совпадает со временем легализации христианства при Императоре Константине вплоть до основания Дамасского Халифата, когда Вселенской Христианской Римской Империи стало противостоять другое, как минимум, равно значимое, государственное образование. Это видоизменило как карту мира, так и проблематики внутри церковных догматических споров. Поэтому Седьмой Вселенский Собор в 787 году, принято рассматривать, как вместе с предыдущими шестью Соборами, так и особняком, в виде отдельной литургической и теологической памяти.
Богослужебное празднование в честь Отцов Вселенских Соборов является особенностью нашей восточной Православной Традиции. Отцы, то есть все участники Вселенских Соборов, воспоминаются в совокупности. Эта соборная, то есть, коллективная память, как и само наименование «Отцы Соборов», является одним из архаических примеров соборного литургического воспоминания.
Само употребление понятия «отец», или «отцы», обращенное к человеку, заставляет вспомнить библейские новозаветные слова Господа Иисуса из Евангелия от Матфея. «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф.23,9).
Не подлежит никакому сомнению, что ранние христиане воспринимали тексты Священного Писания с особенной внимательностью. Им вообще были очень внимательны в своем выборе слов. Поэтому слова Господа Иисуса, в Евангелии от Матфея, запрещающие именовать кого-либо «отцом на земле», воспринимались ими буквально и всерьез.
Поэтому у древних комментаторов библейских текстов мы находим рассуждения о том, можно ли в принципе именовать «отцами» предстоятелей церковных общин. Ведь, с одной стороны, Господь требует не называть отцом «никого на земле». С другой стороны, другие новозаветные тексты, не только Послания Апостола Павла, но даже и сами Евангелия (Ин.8,39), называют «отцом всех верующих» праотца Авраама (Рим.4,11).
Именно эта библейская аналогия была использована Александрийским Епископом Афанасием (295-373) в полемике с еретиками-арианами, которые отрицали божественность личности Господа Иисуса и подвергали сомнению авторитет Никейского Собора. В 325 году этот Собор в своей вероучительной формулировке утвердил догмат Единосущия Сына Божия со Отцом. По словам Афанасия, собравшиеся в Никее епископы, действовали под водительством Духа Святого. В этом смысле, они продолжили дело библейского праотца Авраама. Отсюда и символическое число участников Собора. Ведь, согласно Преданию, в Никейском Соборе участвовало 318 отцов – по числу домочадцев Авраама в книге Бытия (Быт.14,14).
Подобно тому, как Авраам и его присные освободили из плена племянника библейского патриарха Лота, так и Отцы Никейского Собора восторжествовали над лжеучением языческих философских мудрований. Помимо египтянина Афанасия, эта аналогия была поддержана святыми Иларием Пиктавийским (315-367) на Западе и Василием Великим (330-379) на Востоке. Подчеркивается она и в богослужебных ветхозаветных чтениях этого дня. Образ Соборных Отцов, как продолжателей дела библейских патриархов, был распространен Церковью и на последующие Вселенские Соборы.
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski