Публикации

Святой Игнатий Богоносец

11 февраля Церковь празднует перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца. Игнатий был мужем апостольским, то есть принадлежал к следующему после Апостолов поколению, и стал третьим, после Петра и Еводия, епископом Антиохии.

Он возглавлял эту Апостольскую Церковь вплоть до того момента, как был схвачен римской властью и приговорен к смерти. В Риме он должен был быть брошен на съедение львам. Что произошло в царствование Императора Траяна (96-117) около 107 года.

Игнатий был под стражей переправлен в Рим дорогами Империи, где пострадал в Колизее. Сведения об Игнатии и его крестном пути сохранил Евсевий Кесарийский в своей «Церковной Истории». Об Игнатии писали Иероним и Феодорит. Похвальное слово ему посвятил Златоуст. Мученическая кончина Игнатия последовала 20 декабря.  

После казни христиане с благоговением и любовью собрали оставшиеся кости мученика и вскоре перенесли эту великую святыню в пригород Антиохии. В 438 году, при Императоре Феодосии Младшем (401-450) состоялось второе перенесение. Игнатий был положен в храме в Самом Городе.

В 540 году, после нашествия персов, состоялось и третье перенесение. По другим сведениям, мощи мученика были перенесены в Рим в 637 после арабского завоевания столицы Христианского Востока.  Тем самым, великий первохристианский святой прообразовал последующие перенесения мощей из областей, окончательно перешедших под власть нехристиан: Николая Чудотворца в Бари и Августина Иппонского в Павию.

По дороге в Рим, а предсмертное странствование Игнатия было долгим, он под стражей останавливался в городах Малой Азии и Греции. Мученик адресовал свои Послания Церквям. Эти семь посланий посвящены общинам, посланники которых выходили ему навстречу. Из текста видно, что Игнатий лично знал этих людей и постоянно находился с ними в непосредственном общении. Эфес, Магнезия, Смирна, Траллы, Филадельфия и Рим. Из всех этих Церквей в наше время сохранилась только Римская.

Как и всякий раннехристианский автор, Игнатий Антиохийский сложен для понимания.  Это связано как с отдаленностью тех времен, так и с теми колоссальными переменами, которые происходили тогда и в последующие века во Вселенной. Мир стремительно менялся, прежнее рушилось, история спешила навстречу Христу, а Церковь становилась всемирной. Прежде простое делалось сложным, очевидные прежде вещи становились непонятными. Так, из текста Посланий Игнатия очевидно, что постоянное совершение евхаристии и причащение было для его собеседников непременным. Спустя всего три столетия, другой антиохийский проповедник, Иоанн Златоуст, в своих проповедях будет упрекать Общину в отказе причащаться.

Другим непростым для понимания толкователей фактом стало наличие в Посланиях Игнатия множества мест из новозаветных текстов. Очень часто они приводятся близко к известным нам текстами, но почти никогда не совпадают с оригиналом. Долгое время это приводило древних и новых авторов в недоумение. Они задавались вопросом, почему же антиохийский епископ не цитировал дословно. Объяснение этому появилось лишь недавно. Ведь в течение многих столетий господствовало убеждение, что Писания Нового Завета появились почти тотчас после Христова Вознесения. Также считалось, что, например, Евангелия были исключительно трудом отдельных авторов. В настоящее время с каждым днем становится все очевиднее, что новозаветные тексты появились постепенно. Они были многолетним трудом Апостольских Общин – Церквей вокруг Евангелистов. В них, по вдохновению Духа Божия, было выверено каждое слово. Именно поэтому Писания историчны, они несут в себе Сказанное Богом, то есть богодухновенны. В отличие от апокрифов, их появление не было произвольным. Во времена Игнатия многих новозаветных текстов просто еще не существовало. Общины передавали содержание благовестия по памяти. В этом смысле, удивительно, насколько сам Игнатий был живым Писанием и Преданием. Потрясает также и то, сколь развитым уже тогда была жизнь Церкви и ее богословие. Поражает объем устного материала, способность к передаче и та глубина богословского знания, что тогда были присущи Общинам.

Предание именует Игнатия Богоносцем. На вопрос о причинах такого наименования нет однозначного ответа. Существует древнее предание, по которому Игнатий был именно тем ребенком, которого благословил Христос. Господь взял его на руки – отсюда и название «Богоносец». «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18,3)

По другому преданию, сопровождавшие епископа лютые стражники, которых сам он именует «злыми леопардами», часто слышали от него, что Христос написан в его сердце. После казни сердце осталось целым, было разрезано мучителями и на каждом из его частей было написано имя Христово. «На пути из Сирии до Рима, на суше и на море, ночью и днем я уже борюсь со зверями, будучи связан с десятью леопардами, то есть с отрядом воинов, которые от благодеяний, им оказываемых, делаются только злее» (Римлянам 5).

Имя «Игнатий» - латинское (от ignis) и означает «огненный». Возможно, что «Богоносец», то есть, по-гречески, «Теофор» было вторым собственным греческим именем святого.

Игнатий Богоносец. Различные объяснения имени, два из которых основываются на Предании, и одно – на культуре и филологии. И, наконец, третье, взятое непосредственно из текстов Посланий Апостольского Мужа.

Игнатий – глубочайший богослов, мышлению которого свойственна удивительная, основанная на христологической тайне, антропология. В своих Посланиях святой постоянно писал об исключительной роли Крещения и Евхаристии. Игнатий говорит о Событии явления Господа Иисуса. В нем – воплотившемся Боге - в вере в Него, свершение всей человеческой истории и всей библейской религиозности. Не христианство уверовало в Библию, а библейский народ уверовал во Христа. На Него указывали, более того, Им вдохновлялось и у Него учились все ветхозаветные пророки.

Для священномученика абсолютно принципиально существование отличия между крещеными и некрещеными, между теми, кто приобщен животворящему Телу и Крови, и теми, кто будучи не крещен, не участвует в жизни Тела Христова,. В пасомых им словесных овцах, Игнатий видит подлинных носителей Духа Христова, носителей Его Животворящего Тела, и Святости. Именно поэтому он именует их «Живыми Храмами», в которых обитает Бог.

Получается, что, прежде чем войти в память Церкви под именем «Богоносца», Игнатий назвал Богоносцами возлюбленных им, окружавших его, ближних своих христиан. «Богоносцы» — это глаза, которыми он видел свою паству, уста, которыми он ее именовал, руки, которыми благословлял, сердце, которое не досталось львам. Христиане, для Игнатия, это прежде всего богоносцы. Богоносцами они, то есть все мы, должны именовать и приветствовать друг друга. Пожалуй, в этом самый главный завет, оставленный Церкви убиенным за Христа в римском Колизее святым Епископом. Как сам он писал: «Все вы спутники друг другу, Богоносцы и Храмоносцы, Святоносцы, во всем украшенные заповедями Иисуса. И я радуюсь тому, что что вы ничего не любите, кроме одного Бога» (Эфесянам 9). 

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski